«На сегодняшний день назрела необходимость нового этапа государственного регулирования газовой сферы в целях стимулирования более широкого применения газа и привлечения инвестиций в глубокую переработку газа. Сохраняя приоритет стабильного газоснабжения населения и дальнейшей газификации, законопроектом предусмотрено отдельное установление цен для различных новых категорий инвестиционных проектов», - сказал депутатам первый заместитель министра энергетики Махамбет Досмухамбетов.
Он пояснил, что утверждаемые государством цены значительно ниже себестоимости газа, что является сдерживающим фактором для развития газовой отрасли. Однако отказ от госрегулирования на данном этапе и полный переход к рыночному ценообразованию приведет к резкому росту цен на газ. В этой связи для стимулирования нефтегазохимии министерством выработан механизм установления цен товарного газа для таких проектов по следующей формуле: себестоимость поставки газа плюс минимальная норма рентабельности национального оператора 7%.
Вместе с тем газ в качестве топлива имеет ряд преимуществ, в сравнении с применяемыми традиционными видами топлива. Вице-министр напомнил, что в 2018 году правительством принята программа развития применения природного газа в качестве моторного топлива, реализация которой «позволит снизить экологическую нагрузку, оптимизировать затраты автотранспортных средств, создать новые рабочие места».
«К 2022 году планируется перевести муниципальный автопарк (на газ – V) в газифицированных регионах страны, количество автопарка 12 тыс. единиц», - сообщил Досмухамбетов.
Третья категория потребителей, установленная законопроектом, – это новые электростанции.
«Несмотря на общий профицит электроэнергии, в Казахстане в настоящее время имеется недостаток регулирующих мощностей, способных маневренно восполнять дефицит в энергосистеме. Это обусловлено с тем, что около 70% электрической энергии вырабатываются угольными электростанциями, которые не предназначены для регулирования энергосистемы. Создание регулирующих мощностей, способных в короткий период времени покрыть данный дефицит, возможно путем строительства парогазовых станций. Развитие маневренных мощностей позволит снизить расходы на российское регулирование и в перспективе создать резерв маневренных мощностей. Что особенно важно в условиях развития солнечной и ветровой генерации», - объяснил вице-министр.
Он добавил, что законопроектом предусматривается возможность установления цены на газ на долгосрочный период для привлечения инвестиций в строительство таких парогазовых станций. Кроме того, документом предусматривается синхронизация сроков установления цен для недропользователей и цен оптовой реализации товарного газа, а также устранение правовых пробелов.
«Нормы позволят сохранить текущий механизм ценообразования газа для действующих потребителей, не аккумулируя дополнительные убытки национального оператора при поставках газа для инвестпроектов», - заключил он.