«Реализация мер поддержки малообеспеченных граждан выявила ряд серьезных недостатков, снижающих эффективность АСП нового формата. В первую очередь, госорганы оказались не готовы к такому повороту событий. В результате отсутствия системной работы получили негативные аспекты. Это снижение мотивации к поиску работы, желание длительного нахождения на соцобеспечении, формальное изменение семейного статуса или местожительства с целью получения большей социальной помощи», - сказала Абдыкаликова.
По ее мнению, акиматы на местах подходят к решению проблем малообеспеченных граждан поверхностно, «глубоко не вдаваясь в причины, которые привели к трудной жизненной ситуации». Депутат напомнила, что для решения данной ситуации утверждены критерии определения нуждаемости в АСП, усиления роли участковых комиссий. И узловым элементом нового формата соцподдержки семьи должен стать механизм ее индивидуального сопровождения.
«На практике социальное сопровождение осуществляется формально и свелось к мониторингу своевременности и полноты обязательных пенсионных взносов получателей АСП, участвующих в мерах содействия занятости, - констатировала депутат. - Почему так произошло? Потому что эта работа возложена на сотрудников центров занятости – консультантов по социальной работе и ассистентов. При этом главной задачей центров занятости является содействие занятости. Поэтому эти сотрудники, образно говоря, просто «зашиваются». Акиматам срочно требуется изменить данный подход. Полагаем, что сопровождение семьи необходимо возложить на отделы соцзащиты на местах и сельских акимов».
Она также отметила, что в числе получателей АСП около 40% - многодетные семьи, и именно для них необходимы меры, которые упреждали бы ухудшение их материального благополучия. В этой связи был разработан гарантированный социальный пакет детям из малообеспеченных семей.
Вместе с тем, обратила внимание депутат, до сих пор не решен вопрос определения доходов от личного подсобного хозяйства.
«При проверке, особенно домохозяйств на селе, существует вероятность переоценить или недооценить их доходы. И с нового года мы снова столкнемся с этим. Это нужно предотвратить. В этой связи, для базовой оценки исчисления совокупного дохода семьи от личного подсобного хозяйства, госорганам необходимо на новой методологической научно-практической базе пересмотреть в кратчайшие сроки нормативный уровень затрат на производство продукции, с учетом складывающихся средних цен», - предложила депутат.
Кроме АСП в регионах также предусмотрена социальная поддержка по решению маслихатов, которая оказывается отдельным категориям населения. И сегодня, подчеркнула депутат, отмечаются множественные факты дублирования выплат на уровне одного домохозяйства.
«Поддерживая региональные инициативы, хотелось бы подчеркнуть, что на местном уровне необходимо иерархизировать потребности нуждающихся семей. Учитывая новые механизмы назначения АСП, очевидно, что по мере реализации направлений программы нужно проводить системный мониторинг, анализ и оценку реализации», - заключила Абдыкаликова.