«В 2019 году рост цен на социально значимые продовольственные товары составил 10,4%.
В январе текущего года мы наблюдаем сезонный рост цен на 0,3%. При этом он в 2 раза меньше, чем в январе прошлого года, и сопоставим с ростом цен первых месяцев предыдущих лет. Говоря о причинах роста, если исключить все объективные факторы, связанные с неурожаем и экспортом, это недостаточная активность акиматов по мониторингу цен и принятию оперативных мер», - заявил Султанов.
Он также отметил, что в прошлом году было зафиксировано 67 случаев превышения пороговых цен во всех регионах. Но «ни один акимат не принял процедур по установлению предельно допустимых цен и не принял установленных законом мер воздействия на торговые объекты».
«В январе снова зафиксировано 7 случаев превышения пороговых цен. Однако реакции от акиматов опять не последовало», - подчеркнул министр.
Вместе с тем Султанов считает, что есть все инструменты и возможности для принятия ряда оперативных и системных мер. В первую очередь, местным исполнительным органам и территориальным подразделениям контролирующих органов необходимо максимально использовать действующие механизмы.
«Как уже было ранее сказано, необходимо активнее использовать механизм установления предельных цен. Формирование и использование стабфондов требует кардинальных изменений, - подчеркнул в этой связи глава минторговли и интеграции. – В прошлом году в городе Шымкент и Мангистауской области товарные интервенции вообще не осуществлялись. В других регионах проводились интервенции не в тех товарных группах, где произошел наибольший рост цен».
По его информации, в то же время на счетах и депозитах стабфондов имеются 3 млрд тенге свободных средств, ранее выделенных из бюджета для осуществления закупа товаров.
«Глава государства уже отметил их низкую эффективность и потребовал обеспечить переход от малоэффективной практики создания натуральных резервов социально значимых продуктов в региональных стабфондах к альтернативным инструментам. Одним из таких альтернативных инструментов является механизм стимулирования торговых сетей по принятию обязательств удерживания цен посредством льготного финансирования. Мы назвали его «оборотной схемой» и не раз призывали регионы активно использовать его. Однако данный инструмент, кроме городов Нур-Султан и Алматы, нигде не используется. На практике самым действенным механизмом сдерживания цен по-прежнему являются меры по защите конкуренции рынка. Но антимонопольные органы начали его активно применять только после критики главы государства», - констатировал Султанов.
В целом, по информации министра, в 2019 году было направлено 198 уведомлений, в том числе 83 в торговые сети. Из них исполнено 182, в том числе 75 торговыми сетями. Все это позволило «относительно стабилизировать рост цен». За январь текущего года вынесено пока
3 уведомления о наличии признаков ценового сговора по рису в городе Кызылорда.
«При работе с посредниками должны применяться методы борьбы с ценовыми сговорами.
Для этого предлагаю поручить акимам до конца текущей недели совместно с департаментами защиты и развития конкуренции и государственных доходов создать рабочие группы. Они должны выявлять ценовые сговоры оптовиков и выводить перекупщиков из тени. При этом речь не идет о проведении проверок. Необходимо, чтобы такие группы проанализировали и выявили проблемы ценообразования. В свете объявленного моратория это должно усилить превентивный контроль собираемости налогов с одновременным снижением коррупциогенности», - заключил Султанов.