По ее словам, хотя правительством и принимаются меры по недопущению необоснованного повышения цен на продукты, системные причины не позволяют эффективно контролировать рост цен.
«Как показывает изучение, продукты питания от поля до мест реализации зачастую дорожают в 2-3 раза, а розничные продавцы повышают их еще на 50-60%. Кроме этого, имеет место практика вымогательства ретробонусов в объеме до 30% от стоимости товара, маскируя их под различными дополнительными услугами (сортировка, реклама, доступ на прилавок и т.д.). Хотя это должно входить в затраты субъектов торговли», - заявила депутат.
Она привела в пример Германию, где по закону оптовик имеет право наценки только в 2% а торговля – 10%. Такие же требования в Кыргызстане.
В этой связи Микаелян предлагает переработать не соответствующий нынешнем реалиям закон «О регулировании торговой деятельности», который не позволяет выявлять и пресекать необоснованное повышение цен в торговых сетях и магазинах, а также оперативно влиять на уровень цен на социально значимые продовольственные товары. При этом, по словам депутата, в законодательстве необходимо четко определить, какой госорган имеет полномочия проверять и запрашивать у реализаторов договоры на предмет согласования торговой надбавки, и кто должен оценивать факт необоснованного повышения цен. Кроме этого, депутат отмечает, что для повышения конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей и снижения цен на продукты необходимо уровень финансовой поддержки сельхозбизнеса выравнять со странами ЕАЭС.
Также Микаелян отмечает, что нужно упростить механизм по определению максимального уровня цен при их стабилизации на социально значимые товары, и пересмотреть принятое министерством финансов решение о распространении в полной мере на деятельность СПК областей требований закона «О государственных закупках» - это не позволяет делать интервенционные закупки и выпуск социально значимых продуктов и оперативно закупать услуги по их хранению в сжатые сроки, исходя из ситуации на продовольственном рынке.