«Оценка качества активов (ОКА – V) является крайне важной составной частью более общей трансформации надзорной структуры Нацбанка и Агентства, которая будет сосредоточена вокруг трёх основных стратегических приоритетов. Первое – это внедрение и укрепление надзорных мер, необходимых для того, чтобы обеспечить устранение пробелов, выявленных в ходе ОКА, а также внедрение соответствующих корректирующих мер. К таким мерам можно отнести: формулирование конкретных надзорных требований по ряду направлений, по которым выявлены пробелы в рамках оценки. Данное направление будет реализовано в течение 2020 года», - говорится в отчете Нацбанка, опубликованном в пятницу.

В частности, планируется конкретизировать требования к расчету провизий, применить триггеры кредитного обесценивания, детализировать требования по определению реструктуризации займов в связи с ухудшением финансового состояния заёмщика с учётом изменения NPV, расширить описание определения дефолта и «оздоровления», детализировать правила по оценке активов, установить более строгие требования по оценке залогового обеспечения и недвижимости на балансе банков и ряд других.

В рамках второго направления планируется развитие аналитических инструментов регулятора и регуляторной отчётности.
«Данное направление будет реализовано в течение 2020 – 2021 годов и включает в себя следующее: расширение форматов регуляторной отчётности для внедрения в отчётность всей необходимой информации; развитие инструментов автоматизированного контроля качества предоставляемой регуляторной отчётности; построение моделей на основе больших данных в рамках Агентства для расчётов всех риск-метрик по всем портфелям каждого банка и системы в целом; построение моделей сценарного анализа в рамках Агентства для формирования детальной оценки качества портфелей и достаточности капитала», - написано в отчете.

И последнее связано с дальнейшими мерами, которые направлены на повышение устойчивости и стабильности финансовой системы. Здесь планируется разработать эффективную структуру надзорного стресс-тестирования, соответствующую «наиболее передовым международным надзорным стандартам, но при этом ограничивающей нагрузку на банки».
«Данное направление будет реализовано во второй половине 2020 – начале 2021 года и включает в себя разработку методологии надзорного стресс-тестирования, соответствующей международным практикам и отражающей при этом реалии Казахстана; проведение пробных расчётов ключевых параметров в рамках стресс-сценариев; внедрение результатов стресс-тестирования как одного из компонентов расчёта надзорной надбавки к капиталу в рамках SREP», - говорится в документе.
Кроме того, будут внедряться планы финансового оздоровления и санации для обеспечения собственной устойчивости банков в ситуациях кризиса с покрытием собственными ресурсами банка и ресурсами акционеров.

«Данное направление будет реализовано в 2021 и последующих годах и включает в себя разработку разработка требований, нацеленных на обеспечение реалистичности планов восстановления финансовой устойчивости банков; проведение пробных циклов создания планов оздоровления и санации; а также внедрение результатов планирования финансового оздоровления и санации как одного из компонентов расчёта надзорной надбавки к капиталу в рамках SREP», - говорится в отчете.