«В настоящее время в публично-правовых спорах, где оппонентом простому гражданину выступает государственный аппарат, стороны фактически не равны, поскольку возможности граждан несоизмеримы с ресурсами государственного аппарата», - сказал в мажилисе министр юстиции Марат Бекетаев.
По его словам, проект кодекса преследует несколько целей. Во-первых, закрепить набор гарантий, который позволит гражданам активнее принимать участие в процессе принятия управленческих решений. Во-вторых, установить эффективные механизмы защиты прав граждан при рассмотрении споров с органами власти в вышестоящем органе и суде.
В этой связи проект кодекса состоит из 2 основных частей. Это административные процедуры и административное судопроизводство.
«В части регулирования административных процедур проектом устанавливаются следующие основные положения. В частности, учитывая, что властные полномочия осуществляются не только государственными органами, но и иными лицами, предлагается закрепить понятие «административный орган». Для чего это нужно? В случае если негосударственный субъект уполномочен принимать решения, направленные на реализацию прав граждан, то он будет обязан соблюдать гарантии, установленные проектом Кодекса», - пояснил Бекетаев, отметив, что положения документа будут распространяться на любую деятельность как государственных, так и негосударственных субъектов, если она связана с реализацией прав граждан.
Кроме того, вводятся новые принципы, призванные защитить частных лиц от возможных злоупотреблений со стороны властных субъектов.
«Принцип приоритета прав обяжет правоприменителей толковать все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства в пользу граждан», - привел пример глава Минюста.
Также кодексом закрепляются процедурные гарантии, которые обеспечат «обратную связь» с гражданами при принятии управленческих решений органами власти.
«Суть предлагаемых норм – обязанность властного субъекта заслушать мнение заинтересованного гражданина до принятия окончательного решения», - продолжил рассказывать министр.
Проектом вводится особый порядок отмены правовых решений, которые благоприятны для граждан. Иными словами, гражданин «должен быть уверенным, что однажды принятое решение является законным, последовательным и не может быть отменено, если в этом нет вины гражданина». Вместе с тем внедряется обязательное досудебное обжалование, за исключением отдельных категорий споров (например, налоговые, таможенные споры). А производство по рассмотрению жалобы будет проходить в ускоренном порядке в течение 15 рабочих дней.
«Данный институт позволит сэкономить время и избежать судебных расходов», - считает Бекетаев.
В части осуществления административного судопроизводства, по его словам, предусмотрено создание нового судопроизводства – усиление активности суда в процессе собирания доказательств.
«На сегодняшний день споры с органами власти рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства. Однако действующий порядок не учитывает, что орган власти с одной стороны и гражданин с другой фактически неравны. Руководствуясь принципом активной роли, суд будет обязан выяснять имеющие значения обстоятельства спора, собирая доказательства самостоятельно», - подчеркнул министр.
Для этого в стране будет введен институт судебного контроля за исполнением судебных актов.
Что касается сопутствующего законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам административного процедурно-процессуального законодательства», им предлагается внести поправки в 80 законодательных актов, из которых 14 кодексов. Большая часть поправок связана с введением обязательного досудебного обжалования по публично-правовым спорам.
«Необходимо отметить, что такой порядок предусмотрен действующим законодательством. Например, аналогичные положения содержатся в Гражданском процессуальном, Экологическом и Земельном кодексах. Процесс рассмотрения жалобы будет проходить в сравнительно ускоренном порядке, в течение 15 рабочих дней. Это гораздо быстрее, чем разрешение споров в суде. В целом, институт досудебного урегулирования позволит своевременно решать вопросы граждан и избежать судебных издержек. Кроме того, повышается ответственность государственных органов. По мнению зарубежных экспертов, применение досудебного регулирования влияет на сближение органов власти с общественностью и снижение нагрузки на суд», - резюмировал Бекетаев.