«В связи с объявлением чрезвычайного положения в Республике Казахстан и введением карантина, в городе Алматы впервые значительно снизилось количество автомобильного транспорта. Таким образом появилась уникальная возможность определить основной источник загрязнения атмосферного воздуха в г.Алматы. С целью установить насколько сильно ТЭЦ влияет на качество воздуха города в целом, и насколько транспорт загрязняет воздух на загруженных перекрестках г.Алматы», - сообщает телеграмм-канал министерства.
Замеры будут проводить «в период с 20 марта в течение карантина и месяц после его окончания».
Кроме внеплановых измерений будут применяться данные постов наблюдения за загрязнением воздуха РГП «Казгидромет».
Известный алматинский экологический активист Павел Александров (комментируя саму идею подобной проверки, не факт, что конкретно идею профильного ведомства), на своей странице в Facebook заявил, что «исследование влияния какого-либо одного фактора на систему можно проводить только тогда, когда все остальные факторы мы можем сохранить неизменными»:
«Что мы видим сейчас:
- Приходит весна, температура воздуха повышается. Солнце сильнее прогревает поверхность земли. Явление тепловой инверсии атмосферы выражено гораздо меньше, чем зимой, загрязнение воздуха легче рассеивается.
- Прошел продолжительный дождь, ожидается еще несколько дней с осадками, которые сами по себе очищают воздух.
- Повышение среднесуточной температуры приводит к тому, что частный сектор меньше сжигает угля в своих печурках.
- Проверить это невозможно, но я уверен, что и ТЭЦ 2-3 тоже уменьшили расход угля.
- Ну и да, траффик тоже значительно уменьшился», - считает эколог, и резюмировал, что множество факторов разнонаправленно меняет свое воздействие на загрязнение воздуха Алматы, оценить степень изменения каждого из факторов невозможно, а поэтому все теории типа «карантин-машины-воздух» выглядят как попытка натянуть сову на глобус. Сделать это можно, но зачем?».