Как отметил Тугжанов, сегодня в Казахстане охват детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием составляет 98,7%, и это хороший показатель. Но, по его мнению, необходимо переходить от работы с количественными показателями к внедрению качественных индикаторов.
«Работа детсадов должна оцениваться с учетом показателей раннего развития детей, уровня удовлетворенности родителей, оценки общественности. В этой связи поручаю министерству образования и науки до 1 апреля утвердить и ввести показатели качества работы детских садов, принятые в мировой практике», - поручил он.
До декабря МОН необходимо завершить апробацию ваучерного механизма финансирования дошкольного образования и с 2022 года обеспечить его повсеместное внедрение.
Кроме того, в этом году охват детей от 2 до 6 лет дошкольным образованием должен быть увеличен до 82% и к 2025 году – до 95%. Для большего охвата детей следует незамедлительно решать проблемы с очередностью и обустройством детских садов, отметил заместитель прембер-министра. В 2020 году в стране было открыто 365 частных детских садов на 38 тыс. мест, но сегодня в очереди состоит 261 тыс. детей от 2 до 6 лет. В этой связи акиматам столицы, Алматы, Шымкенте, Алматинской и Туркестанской областей, где сосредоточено более 60% очереди, нужно существенно повысить эффективность работы по открытию частных детсадов и увеличению госзаказа.
«Акиматам необходимо провести работу по открытию в 2021 году до 32 тыс. мест за счет развития сети частных детсадов. Поручаю министерству совместно с акиматами в марте разработать проект комплексного плана по решению проблем с очередностью и обустройством детских садов», - поручил Тугжанов.
В среднем образовании наиболее устойчивыми мировыми трендами на сегодня являются упор на отстающих детей, своевременное устранение пробелов в обучении, формирование комфортной и антистрессовой среды школы, отметил он. В связи с этим следует принять комплексные меры по снижению разрыва в качестве знаний не только между городскими и сельскими школами, но и между регионами, выравнивать условия обучения между разными видами школ внутри регионов. Акиматам Павлодарской, Костанайской и Восточно-Казахстанской областей, где наблюдается наибольший разрыв в знаниях между городскими и сельскими школами, поручено провести анализ и принять исчерпывающие меры по выравниванию знаний учащихся, в том числе путем шефства школ, использования потенциала ресурсных центров, привлечения педагогов, цифровизации и оснащения школ. В Кызылординской, Мангистауской, Актюбинской областях показатели городских школ ниже сельских школ Павлодарской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Костанайской областей. Акимату Атырауской области необходимо принимать кардинальные меры по улучшению качества знаний: в регионе школьники имеют самые низкие баллы по стране и значительно отстают от сверстников других регионов по всем трем предметам PISA, несмотря на то, что более половины учащихся в области учатся в городских школах.
Вместе с тем для ликвидации трехсменного обучения и аварийных школ МОН поручено наладить ежедневный мониторинг хода строительства до 2025 года 800 школ и модернизации 5 тыс. сельских школ. А чтобы уже в 2021 году модернизировать 1015 школ, поручено до 1 апреля утвердить и довести до всех регионов единые требования модернизации школ, а в каждом регионе на основе анализа полученных данных необходимо подготовить план развития среднего образования района, области, города, с привлечением НИШ организовать курсы повышения квалификации педагогов для углубления у них предметных знаний, навыков развития функциональной грамотности учащихся. Особое внимание нужно уделить качеству образования в сельских школах, подчеркнул Тугжанов, там требуется комплексная модернизация инфраструктуры, обеспечение соответствующими кадрами.
«Подготовка педагогических кадров для школ должно стать приоритетной задачей. Сегодня свыше 45% преподавателей русского языка, 37% математики и физики, 31% химии – это преподаватели старше 50 лет. Это в перспективе может вызвать дефицит преподавателей по данным предметам. Поэтому уже сейчас мы должны учитывать данную потребность и готовить соответствующие кадры на будущее», - сказал вице-премьер.