По словам председателя счетного комитета Натальи Годуновой, исполнение республиканского бюджета 2020 года осуществлялось в кризисных условиях, характеризующихся жесткими ограничительными мерами, вызванными пандемией COVID-19 и рекордным падением цен на нефть. Однако принятыми по поручениям президента мерами правительству удалось предотвратить серьезный спад экономики Казахстана и снизить последствия от внешних шоков.
«Нацфонд в очередной раз выполнил роль «подушки безопасности» для страны. Тем не менее для всех очевидно, что на фоне кардинального изменения мировой экономики необходим поиск новых источников несырьевых доходов и пересмотр подходов к управлению средствами Нацфонда», - считает она.
Зависимость от нефтегазового сектора, подчеркнула Годунова, создает риски ухудшения состояния платежного баланса и стабильности национальной валюты. В этой связи значительные усилия должны быть направлены на поддержку предпринимательства, особенно в промышленности. Вместе с тем растущий государственный долг создает риски макроэкономической стабильности в стране.
«Задел прочности еще есть. Но хотелось, чтобы у нас были четко сформулированные намерения по принятым долговым обязательствам. Когда, из каких источников и в каких объемах планируется осуществлять погашение долга. И не на 1 – 3 года, а как минимум на 10 лет. Здесь нужна ясность и прозрачность», - подчеркнула глава счетного комитета.
Кроме того, необходимо исключить практику привлечения внешних источников финансирования для реализации текущей деятельности госорганов, привлечения международных консультантов и изучения зарубежного опыта.
«У нас достаточно своих финансовых и человеческих ресурсов для реализации этих задач», - уверена Годунова.
В то же время, по ее мнению, требуется ужесточение персональной ответственности за нерациональное привлечение и использования внешних займов, а также за их несвоевременное освоение и аннулирование.
Сумма неэффективно использованных бюджетных средств, выделенных в 2020 году, составила 570 млрд тенге. Сюда входит и возврат средств в республиканский бюджет, и остатки средств на контрольных счетах наличности, а также нарушения, выявленные всеми органами государственного аудита, в том числе, по расходованию антикризисных ресурсов. В результате эти деньги вовремя не сработали на смягчение последствий пандемии. И не только. В государственных органах продолжается гонка за освоение, потому что это идет «жестокий спрос», а вот «переформатировать сознание на результат пока удается не очень хорошо». Здесь счетный комитет считает «крайне важным» продолжить работу по усилению ответственности должностных лиц за неэффективное использование государственных ресурсов, которая начата в 2020 году.
По словам депутата мажилиса от фракции «Нур Отан» Аманжана Жамалова, на протяжении 2020 года правительство работало в условиях пандемии. Решения принимались при чрезвычайном режиме, и не всегда были те результаты, которые мы хотели бы видеть. Тем не менее Казахстану удалось выйти в «зеленую зону», бизнес получил поддержку и работает сегодня без серьезных ограничений, а экономика начала свое постепенное восстановление.
«Принимая во внимание эти факторы, рабочая группа предлагает отчеты правительства и счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2020 год утвердить», - предложил он.
Вместе с тем он отметил, что из фокуса внимания счетного комитета по итогам прошлого года выпали государственные программы в сфере образования и здравоохранения, на которые были потрачены триллионы бюджетных средств.
«В ходе обсуждения на рабочих группах депутатами были отмечены множество нарушений со стороны именно данных министерств. Поэтому в будущем, с учетом внедрения национальных проектов, необходимо, чтобы под мониторинг счетного комитета попадали все государственные органы, без исключения», - рекомендовал депутат.
Лидер парламентской фракции «Ак жол» Азат Перуашев отметил большую работу, проведенную счетным комитетом по выявлению пробелов и наведению порядка в использовании бюджетных средств.
«Неслучайно в ходе обсуждения отчета в мажилисе ответы и объяснения некоторых министров вызывали откровенное недоумение. Все это результат того, что ведомства работают не с людьми и их проблемами, а с бездушной статистикой. А некоторые руководители министерств увлеклись манипулированием этой самой статистикой настолько, что потеряли обратную связь не только с населением, но и с госорганами на местах», - считает он.
По мнению Перуашева, сегодня назрела необходимость совершенствования самого бюджетного законодательства, его методологии и контроля исполнения. С одной стороны, нужно более ясное и полное видение бюджетных потоков, включая квазигоссектор и внебюджетные, но обязательные платежи, прослеживаемость каждого тенге и его влияния на социально-экономическое развитие страны и решение задач, волнующих общество. С другой – необходима четкая персонализация ответственности за использование этих средств, исключающая возможность «прикрытия различных манипуляций в этой сфере бюрократическими процедурами».
Глава фракции «Народная партия Казахстана» в мажилисе Айкын Конуров также высказал позицию возможным утвердить отчет правительства. При этом он обратил внимание на кризис на рынке труда, который обострил 2020 год. В частности, в отчете сообщается о создании 100 тыс. рабочих мест за счет цифровизации. Вот только большая часть из них – в электронной коммерции, за счет перевода сферы общественного питания и торговли на систему доставки.
«Недавние трудовые конфликты с курьерами служб доставки показали уязвимость и ущербный характер таких трудовых отношений. Прошлый год обострил кризис на рынке труда, подтолкнул его сдвиг в сторону отхода от формальных трудовых отношений и социальных гарантий, усилил конфликтный потенциал. Несмотря на это, в данной сфере применяются прежние подходы и инструменты», - заявил он.
Несмотря на выделенный 1 трлн тенге по «Дорожной карте занятости», депутаты не увидели качественных изменений на рынке труда. Все это продолжает оставаться оперативным инструментом решения текущих проблем и временного трудоустройства граждан. То же самое касается программы «Енбек», по которой «процент фиктивного трудоустройства в отдельных регионах доходит до 13-17%, на постоянные рабочие места трудоустраиваются порядка 40%».
В целом же депутаты пришли к выводу, что, несмотря на кризисный во всех отношениях год, правительству удалось сбалансировать макроэкономические и социальные показатели, не допустив провалов. Поэтому парламентарии проголосовали за принятие отчета, в очередной раз выразив надежду, что кабинет министров улучшит свою эффективность.