«В декабре 2003 года президент подписал указ о введении бессрочного моратория, который действует вплоть до решения вопроса о полной отмене смертной казни. Одним из ключевых актов, направленных на отмену смертной казни, является Второй Факультативный Протокол, который Казахстан ратифицировал 2 января текущего года. Протокол обязывает принимать все необходимые меры для отмены смертной казни, но допускает ее сохранение, если сделана оговорка. Казахстан воспользовался этим исключением и сделал соответствующую оговорку в момент ратификации», - напомнил историю вопроса Чиндалиев.
В соответствии с оговоркой Казахстан оставляет за собой право применения смертной казни в военное время после признания виновного в совершении особо тяжких преступлений военного характера, совершенных в военное время. Поэтому разработанный по поручению президента законопроект направлен на приведение Уголовного кодекса в соответствии со Вторым Факультативным Протоколом и сделанной оговоркой. Вносимые изменение и дополнения в Уголовный кодекс исключают смертную казнь из 13 статей, а также устанавливают пределы применения данного вида наказания только за особо тяжкие преступления военного характера, совершенные в военное время.
«В соответствии с этим смертную казнь предлагается оставить только в четырех статьях Уголовного кодекса. А именно: за наиболее тяжкие преступления против мира и безопасности человечества, которые связанны с военными действиями и совершаются в военное время. К ним по действующему Уголовному кодексу относятся: развязывание и ведение агрессивной войны (ч.2 ст.160); применение оружия массового поражения (ч.2 ст.163); нарушение законов и обычаев войны, выразившееся в убийствах военнопленных и гражданских лиц (ч.2 ст.164); геноцид, совершенный в военное время (ч.2 ст.168)», - пояснил заместитель генерального прокурора.
Вместе с тем он уточнил, что данные статьи выбраны с учетом тяжести последствий и предусматривают ответственность за убийство большого количества людей в военное время.