«Подсудимых Джаксалиева Бакытжана и Садибекова Гани признать невиновными в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 части 4 статьи 189 УК, и оправдать за отсутствием в их действиях состава уголовного правонарушения», - зачитал приговор Имашев.

Он также признал их право на возмещение вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием.

Органами уголовного преследования Джаксалиев и Садибеков обвинялись в хищении 2,7 млрд тенге, выделенных на проект по очистке и санации озера Карасу Щучинско-Боровской курортной зоны (ст.189 ч.4 п.2 УК). Вице-министр энергетики Гани Садибеков был арестован в марте 2018 года по подозрению в сговоре с руководителем подрядной организации ТОО «Аймак». По сообщению Нацбюро по противодействию коррупции, они похитили бюджетные средства в особо крупных размерах, выделенные на очистку озера. В преступной схеме также участвовал руководитель департамента Минэнерго Нурбеков Ж. и представители подрядчика Жумалинов С. и Кадирберлин Б. По версии следствия, по подписанным Садибековым фиктивным актам министерством энергетики в 2017 году были оплачены завышенные объемы выполненных работ на сумму 3,6 млрд тенге, а из этой суммы обналичено и похищено более 1 млрд тенге, которые были обнаружены и изъяты в ходе обыска. Также было предотвращено хищение еще 1,5 млрд тенге, выделенных на очистку озера в 2018 году.

Другой вице-министр энергетики Бакытжан Джаксалиев подозревался в том, что в 2015 году злоупотребил должностными полномочиями в интересах подрядной организации ТОО «Аймак и К». По данным Нацбюро, заведомо зная, что объемы выполненных работ завышены в 30 раз, Джаксалиев незаконно подписал акты об извлечении со дна водоемов 109 тыс. кубметров ила на общую сумму 863 млн тенге, перечисленных подрядчику.

Однако по результатам исследования доказательств суд пришел к выводу, что ущерб в размере 2,7 млрд. тенге ничем не подтвержден.

«Экспертизы, якобы установившие размер ущерба, проведены с грубыми нарушениями закона. При первоначальной экспертизе нарушена методика исследования, использовано оборудование с истекшим сроком эксплуатации. Эксперт, проводивший исследование, лишен лицензии на судебно-экспертную деятельность за грубое нарушение закона», - пояснил Имашев.

Кроме того, суд пришел к выводу, что показания подсудимых о выполнении работ по изъятию ила и других работ по проекту подтверждаются бухгалтерскими документами, договорами с подрядными организациями, показаниями работников подрядчиков, заключением специалиста.

«Доказательств в опровержение этих данных стороной обвинения не представлено», - отмечает судья.

Что касается проекта по очистке и санации озера, то он, по мнению суда, составлен со значительными ошибками. В частности, в нем не определено общее количество ила, которое было в озере, допущены ошибки при корректировке проекта в части сметной документации.

«Следствие не установило механизм хищения денежных средств, на какие счета они перечислены или каким образом были потрачены, где находятся деньги, если они были похищены. Негласные следственные действия, на которые ссылается прокурор, были проведены по другому выделенному делу. Кроме того, они безосновательно проводились в течение длительного времени. Суд признал их недопустимыми доказательствами», - добавил Имашев.

Расследование по делу было начато еще в 2016 году. В том же году органы следствия сами прекращали дело в связи с отсутствием состава преступления. 2 июля 2020 года суд вернул дело прокурору для устранения существенных нарушений уголовно-процессуального закона – необходимо было установить размер ущерба. Дело повторно поступило в суд 9 июня 2021 года и рассмотрено по доказательствам, представленным сторонами обвинения и защиты.

Основываясь на изложенном, суд признал невиновными Джаксалиева, Садибекова и остальных фигурантов дела и оправдал за отсутствием в их действиях состава уголовного правонарушения.

Приговор не вступил в законную силу.