«В рамках законопроекта в целях кардинального снижения нагрузки на бизнес, формирования оптимальной и эффективной регуляторной системы сформированы новые подходы регулирования предпринимательской деятельности с «чистого листа», которые предусматривают совершенствование базовых принципов взаимодействия государства и предпринимательства, условия установления требований, принцип “1 in 2 out”, реестр обязательных требований, цифровизацию отчетности бизнеса, риск-анализа в контроле, совершенствование государственного контроля», - перечислил депутатам нововведения министр национальной экономики Асет Иргалиев.
В частности, эффективность государственного регулирования предпринимательства, по его словам, будет обеспечена посредством имплементации новых принципов взаимодействия государства и бизнеса. Все это произойдет за счет соблюдения условий установления требований, недопустимости введения неоправданных регуляторных требований для субъектов предпринимательства, а также за счет системности и последовательности госрегулирования и преемственности принятых решений. Для предотвращения роста избыточных и исключения неэффективных требований будут законодательно определены условия установления требований к бизнесу.
«Любое вводимое государством требование должно, как минимум, быть обоснованным, исполнимым, открытым и предсказуемым, соразмерным, стабильным, определенным, рациональным и обеспечивать равенство предпринимателей. Введение принципа “1 in 2 out” предполагает внедрение одного регуляторного требования взамен двух существующих. Таким образом, при введении государством нового требования будут отменяться два действующих в той же области правового регулирования. Данный принцип позволит сократить избыточное регулирование и административные издержки для субъектов предпринимательства», - пояснил глава Миннацэкономики.
Кроме того, для снижения административной нагрузки предусматривается законодательное закрепление требования о предоставлении отчетности только в электронной форме с использованием информационных систем, а также автоматизации оценки и управления рисками при отборе субъектов контроля и надзора. При этом система государственного контроля и надзора будет реформирована. По словам Иргалиева, новые формы государственного контроля будут включать переход от проверок к профилактическим мероприятиям. Профилактические мероприятия предусматривают три вида профилактического контроля – контрольный закуп, проведение профилактического контроля с посещением и без посещения субъектов бизнеса. Новый подход предусматривает проверки только на соответствие разрешительным требованиям и внеплановые проверки, которые будут назначаться по конкретным фактам и обстоятельствам, а проверки, проводимые по особому порядку, на основе оценки степени риска будут отменены.