«Мы рассматриваем вопрос, чтобы ввести ограничения на вывоз сжиженного газа. Речь идет о полном запрете, за исключением тех компаний, например, ТШО и других, у которых есть стабильность заключенного контракта, и мы должны обеспечить стабильность всех этих условий, которые там прописаны. Мы только (это – V) обсуждаем, может, не стоит говорить в информационном поле до тех пор, пока мы не придем к этому решению. Этот вопрос находится в проработке», - сказал Журебеков.
Ежегодно Казахстан производит около 3,2 млн тонн нефтяного сжиженного газа, половина объема отправляется на экспорт и 1,6 млн тонн – на внутренних рынок. При этом ежемесячный дефицит на рынке составляет около 25 тыс. тонн. Рост потребления газа связан с увеличением количества автомобилей, потребляющих это топливо. По словам Журебекова, если в 2019 году количество таких машин составляло 140 тыс., то в 2021 году – 330 тыс., и потребляют они на 300 тыс. тонн больше, что сопоставимо с потреблением двух крупных областей Казахстана в год. А объем производства находится на том же уровне, и в среднесрочной перспективе Минэнерго не видит новых источников и производителей газа.
Еще одна проблема, по словам Журебекова, – это низкая цена на газ. Он напомнил, что 70% сжиженного нефтяного газа реализуется на внутренний рынок через электронные торговые площадки по средневзвешенной цене – 151 тыс. тенге за тонну. Оставшиеся 30% распределяются на внутренний рынок по регулируемой цене 43 345 тенге за тонну с учетом НДС, средняя розничная цена по республике составляет 99 тенге за литр и варьируется от 70 до 120 тенге за литр, в зависимости от региона.
«В Российской Федерации цена на сжиженный нефтяной газ выше на 70-80%, чем в Казахстане. И в целом в мире стоимость газа на заправке на 30% дешевле бензина. У нас цена на газ низкая и составляет около 35-40% от стоимости бензина. То есть у нас цена на бензин самая дешевая в регионе, а газ еще дешевле. И эта аномально низкая цена на газ так же, как и в ситуации с ГСМ, стимулирует кого-то к тому, чтобы незаконно вывозить, экспортировать и так далее. Поэтому, только перейдя 100% на биржу (с 1 января 2022 года – V), мы сможем понять уровень потребления, какой коридор цен будет по стране. И исходя из этого, принимать системные меры, чтобы обеспечить стабильность именно в этой сфере», - подчеркнул первый вице-министр энергетики.
В то же время, отметил Журебеков, на дефицит газа в стране повлияла и остановка на ремонт Павлодарского нефтехимического завода и Атырауского нефтеперерабатывающего завода, из-за чего на бирже поднялась цена, и «некоторые покупатели не смогли закупить товар по этой цене, соответственно, отказавшись от этих объемов, газ не был доставлен в регионы».
В Минэнерго надеются, что несмотря на незначительный рост, с переходом на 100%-ю реализацию газа через электронные торговые площадки, его стоимость стабилизируется.