«В качестве второго этапа перехода на трехзвенную модель прокурору передается право самостоятельного составления обвинительного акта. Этот ключевой акт будет содержать прокурорскую квалификацию деяния на основе ответственной и независимой оценки всех собранных доказательств. Также основное положение рассматриваемого законопроекта – здесь будет рассматриваться? по каким моментам идет расследование», - рассказал Чиндалиев.

Новые нормы предлагается вводить поэтапно: с 2022 года – по ряду особо тяжких преступлений, с 2023 года – по коррупционным, с 2024 года – по всем остальным категориям дел предварительного следствия.

В свою очередь следователь будет завершать расследование составлением отчета о завершении расследования с краткими выводами об итогах следствия без оценки доказательства. Окончательным документом, отметил заместитель генерального прокурора, подводящим итог всему расследованию, станет развернутый обвинительный акт прокурора, в котором будет содержаться анализ и оценка собранным доказательствам с решением вопроса о направлении уголовного дела в суд.

Что касается дознания и ускоренного расследования, их предлагается завершать составлением протокола. Кроме того, по уголовным проступкам разработчик предлагает максимально упростить процедуру расследования по аналогии с делами об административных правонарушениях.

«Основные процессуальные решения и действия будут отражаться сразу в одном протоколе. Как показывает практика последних 5 лет, 75% регистрируемых проступков – это бывшие административные правонарушения. Сейчас в среднем по одному делу об уголовном проступке орган дознания выносит 20 основных и 11 дополнительных постановлений. Мы предлагаем сократить количество основных процессуальных документов по уголовным проступкам в два раза – вместо 20 решений будет 10», - объяснил Чиндалиев.

Для оперативности проведения следственных действий законопроектом предусмотрена возможность допроса лица в качестве подозреваемого до получения согласия прокурора на признание его подозреваемым.

В конце 2020 года парламент Казахстана принял закон о согласовании ключевых решений следователя с прокурором, что стало первым шагом к трансформации уголовного процесса в трехзвенную модель. С начала 2021 года только прокурор придает юридическую силу постановлениям органов расследования о признании подозреваемым, квалификации, прерывании сроков и прекращении дела. Кроме того, было внедрено электронное делопроизводство, что также позволило ускорить скорость принятия решений прокурором, сократив время с месяца до трех дней.