«С учетом результатов аудита QazaqGaz необходимо принять меры по созданию более компактной модели управления газовым рынком. В частности, предлагается пересмотреть функции QazaqGaz и его дочерних предприятий, таких как АО “Интергаз Центральная Азия”, “КазТрансГазАймак”, деятельность которых также вызывает много вопросов», - предложил Султанов.
Сенатор привел данные агентства по защите и развитию конкуренции, согласно которым 90% товарного газа, приобретаемого QazaqGaz в рамках преимущественного права, реализуется АО «КазТрансГаз Аймак», которое, в свою очередь, передало на аутсорсинг сторонним организациям более 70% объема работ. Кроме того, при строительстве распределительных сетей АО «КазТрансГазАймак» передало одной компании 70% объема работ, которой в текущем году уже не существует на рынке, и эти работы выполняет уже сам «КазТрансГазАймак».
«Говорить о наличии конкурентной среды и равного доступа сторонних организаций к закупкам QazaqGaz и “КазТрансГаз Аймак” не приходится. Поэтому считаем, что данные факты требуют принятия мер по их скорейшему решению», - подчеркнул депутат.
Кроме того, для восполнения ресурсной базы депутаты предложили разработать дополнительные стимулирующие меры для реализации новых газовых проектов недропользователями. А принимая во внимание тот факт, что газ является стратегическим сырьем, по их мнению, следует рассмотреть возможность вхождения государства, в лице национального оператора, в качестве недропользователя по добыче газа на новые месторождения.
«Сегодня, учитывая тот факт, что заканчивается срок действия контракта с недропользователем на месторождении Жанажол, правительству нужно ускорить решение вопроса вхождения государства в качестве соучастника разработки указанного месторождения с долевым участием не менее 50%», - подчеркнул Султанов.
Одновременно с этим, считает он, новые индустриальные проекты, нацеленные на использование газа, должны пройти тщательный отбор на предмет наличия ресурсов, в том числе на долгосрочный период. Наряду с этим необходимы меры для бережного потребления газа населением и предприятиями, поэтому депутаты предложили изучить вопрос установления нормативов потребления, отдельно для каждого региона с учетом климатических условий.
«То есть при превышении нормативов потребления можно было бы применять повышенные тарифы», - высказался сенатор.
Также важно сформировать новую модель ценообразования на газ. Как объяснил Султанов, рост потребления газа на внутреннем рынке приведет к сокращению объемов экспорта товарного газа национальным оператором, за счет доходов от которого производится субсидирование цен на газ на внутреннем рынке, а это в свою очередь «может привести к росту внутренних цен на газ в среднем на 60%».
«Следует открыто сказать, что нам не избежать повышения тарифа на газ. Поэтому важно определить оптимальный механизм тарифообразования, обеспечивающий не только безубыточную газификацию новых регионов, но и сдерживание тарифа для социально уязвимых слоев населения», - подчеркнул он.
Более того, считает сенатор, министерству энергетики необходимо открыто разместить долгосрочный график планирования цен на газ, с учетом неизбежного ежегодного повышения, чтобы потребители, как население, так и предприятия, заранее были проинформированы об этом.