Ядерным оружием обладают Россия, США, Китай, Франция, Великобритания, Пакистан, Индия, Израиль и Северная Корея. Общее число ядерных боеголовок, под данным SIPRI, на январь 2022 года составило 12 705 штук, из них 9440 – активные и потенциально готовые к использованию в военных целях. При это число активных боеголовок за год практически не изменилось. Более того, считают в SIPRI, «имеются четкие признаки того, что уменьшение ядерных арсеналов, имевшее место после окончания холодной войны, завершилось».
«Все ядерные державы сейчас расширяют или модернизируют свой арсенал - а большинство из них еще и переходят к более агрессивной риторике касательно применения атомного оружия и его роли в их военной стратегии», - заявил директор программы SIPRI по оружию массового уничтожения Вильфред Ван, констатируя, что это очень тревожная тенденция.
На Россию и США совокупно приходится более 90% мирового ядерного арсенала. Кроме того, по данным аналитиков SIPRI, на начало этого года Россия, в дополнение к стратегическим ядерным вооружениям, располагала 1912 зарядами тактического ядерного оружия.
А спутниковые снимки показывают, что в Китае в последние месяцы интенсивно развивается ядерная программа: КНР сейчас ведет сооружение около 300 новых пусковых шахт для ракет. Предположительно, за минувший год атомным оружием была оснащена и новая китайская подлодка.
Также о расширении своего ядреного арсенала за 2021 год сообщила и Великобритания, заявив, что засекретит данные о собственных атомных вооружениях. А Франция в прошлом году объявила о старте разработки подводных лодок третьего поколения с ядерным оружием на борту. Различные программы модернизации реализуют сейчас также Индия, Пакистан и Израиль.
Что касается Северной Кореи, то эксперты SIPRI оценивают ядерный потенциал страны приблизительно в 20 боеголовок – при наличии исходных материалов для создания еще 20-25 атомных зарядов.
«Несмотря на некоторые успехи в прошлом году в сфере ядерного разоружения и контроля, приходится констатировать, что риск применения ядерного оружия сейчас выше, чем когда бы то ни было со времени окончания холодной войны», - заявил глава Стокгольмского международного института исследования проблем мира Дэн Смит.