Замакима напомнил, что многие населенные пункты вблизи Алматы не имеют постоянной транспортной связи с городом, например, отсутствуют магистральные виды общественного транспорта в направлении Каскелена, Талгара, Есика и Кунаева. При этом алматинская агломерация – «это 150 населенных пунктов в радиусе 50 км, тесно связанных с Алматы ежедневной маятниковой миграцией», и «каждый день в город въезжает 230 тыс. машин».
«Сегодня жители пригорода добираются до города в основном автомобильным транспортом. Имеется нехватка пригородных маршрутов по всем направлениям, ведущим из области в город и обратно. Сегодня на практически 150 поселков имеется всего 22 пригородных маршрута при потребности порядка 50», - отметил Амрин.
Он сообщил, что «для комфортности населения» к 2024 году будут запущены 30 новых магистральных пригородных маршрутов, связанных с действующими маршрутами и новыми транспортно-пересадочными узлами. Это позволит улучшить доступность общественного транспорта и стимулировать жителей пригорода «отказаться от личного автомобиля», считают в акимате.
«Также пригородные маршруты будут интегрированы в единый тариф города. Планируется внедрить зональный тариф, который позволяет при посадке в пригороде оплатить проезд до города и при пересадке на внутригородской маршрут не платить полную стоимость билета повторно», - добавил Амрин.
Вместе с тем, по его словам, новые пригородные маршруты – это дополнительная нагрузка на городской бюджет, поскольку акимат Алматы субсидирует их на 100%, а это 10 млрд тенге в 2021 году и 11 млрд в этом году. Подобный отток средств ограничивает финансовые ресурсы, необходимые для развития современного общественного транспорта внутри города, отмечает замакима. В этой связи в августе акимат города начал переговоры с акиматом Алматинской области о совместном субсидировании пригородных маршрутов, в частности, чтобы область покрывала половину расходов частных перевозчиков. Переговоры все еще продолжаются.
Амрин также отметил, что сегодня в Алматы существует потребность в создании крупных транспортных хабов, позволяющих пассажирам из пригорода совершить пересадку или оставить личный автомобиль на парковках.
«Недостаточно эффективно организована маршрутная сеть. Большинство городских маршрутов длинные, нет четкой связи пригородного и городского общественного транспорта, отсутствуют удобные для пересадки транспортные хабы. Почти 76% маршрутов имеют протяженность больше 15 км. В качестве решения рассматривается вариант сокращения расстояния существующих длинных маршруты на короткие менее 10 км и создания сети магистральных маршрутов. В период 2027-2028 годов будут введены в эксплуатацию четыре транспортно-пересадочных хаба с парковками и подвозящими маршрутами из агломерации: хаб “Батыс” (рынок “Барлык”), хаб Райымбек Батыра (“Алматы – 2”); хаб “Алматы-3” (новая станция в п.Боралдай); хаб “Восточные ворота” (Кульджинка)», - сообщил замакима, отметив, что это позволит жителям агломерации и густонаселенных районов Наурызбайского и Алатауского районов иметь «надежную связь с центром города».