В приложении к указу, опубликованному на сайте главы государства, указывается, что «новая реальность в информационной сфере и возникающие угрозы информационной безопасности требуют переосмысления подходов в проведении государственной информационной политики, изменения общей парадигмы взаимоотношений между государственными институтами и другими субъектами общественных отношений в информационной сфере».
«Все более актуальными становятся вопросы распространения достоверной информации, противодействия недостоверной и манипулятивной информации и в целом повышения доверия общества к средствам массовой информации», - говорится в документе.
Для решения задач политической модернизации и дальнейшей демократизации общественной жизни необходима либерализация информационной сферы, отказ от излишней регламентации отношений в сфере СМИ, усиление гарантий свободы слова и выражения мнений. В их основе, по мнению президента, лежит осознание важности функционирования конкурентоспособных и свободных СМИ с собственным взглядом на процессы, происходящие в Казахстане, регионе и мире. Он уверен, что от этого зависит подлинная информационная безопасность и идеологический суверенитет страны.
«Информационная доктрина представляет систему взглядов на развитие отечественной информационной сферы, принципов и механизмов повышения ее открытости и конкурентоспособности. Доктрина также будет определять идейно-ценностные установки, отвечающие интересам народа, способствующие дальнейшему развитию государства и общества. Являясь основополагающим документом для формирования государственной политики в информационно-коммуникационной сфере, доктрина призвана обеспечить баланс интересов общества и государства, создание равных условий для реализации прав всеми субъектами медийного процесса», - отмечается в документе.
Ключевым направлением реализации доктрины будет обеспечение информационной безопасности страны и ее граждан, своевременное реагирование на информационные вызовы и риски.
Анализ ситуации показал, что несовершенство коммуникативных механизмов в системе отношений «государство – общество – гражданин» препятствует полноценной реализации принципа информационной открытости, а низкий уровень информационной грамотности населения в сочетании с низкой эффективностью механизмов противодействия информационным вбросам способствует искаженному восприятию событий. Это показывает «необходимость принятия мер по защите отечественной информационной среды от внешнего деструктивного воздействия, дезинформации, негативным образом влияющих на ценностно-идеологические установки граждан и несущих угрозу внутриполитической стабильности».
Вместе с тем снижается интерес общества к печатным изданиям, на телевидении, которое остается одним из самых влиятельных источников информации, наблюдается дефицит аналитических программ, журналистских расследований, а техническая база всех субъектов сферы телерадиовещания нуждается в серьезной модернизации. Также остается актуальным вопрос производства качественного контента на государственном языке, а наряду с созданием новостных материалов актуально развитие авторской и расследовательской журналистики. По-прежнему не обеспечивается оперативность информирования населения на местах, в том числе из-за нехватки профессиональных кадров, компетентных в вопросах конвергентной и мультимедийной журналистики. При этом отмечается высокий рост политизации некоторых социальных сетей, которые становятся одними из источников дезинформации.
Доктрина нацелена на обеспечение информационной безопасности и идеологического суверенитета страны, выстраивание отвечающей современным тенденциям и вызовам информационной политики, направленной на консолидацию общества и укрепление гражданской идентичности. При этом она определяет следующие основные принципы взаимодействия всех участников информационной сферы: свобода слова, доступ к информации, ориентир на развитие, доверие и конфиденциальность, обеспечение информационной безопасности.
Государственная информационная политика будет подразумевать системное реагирование на меняющиеся мировые процессы и тенденции, а также активное внедрение новых инструментов в соответствии с национальными интересами. Основными подходами к развитию информационного пространства будут совершенствование информационной политики; повышение конкурентоспособности и качества отечественного информационного контента; ценностное наполнение информационного пространства.
Совершенствование информационной политики подразумевает, в том числе, продвижение национальных интересов в информационном поле; поддержку и развитие конкурентоспособного и безопасного информационного пространства, укрепление местных СМИ; соблюдение баланса интересов, прав и свобод граждан, общества и государства, их взаимной ответственности; эффективное взаимодействие государства и общества в вопросах реагирования на угрозы негативного информационного воздействия и борьбы с ложными нарративами; внедрение современных методов управления рисками информационной безопасности; совершенствование механизмов противодействия внешним информационным атакам, распространению деструктивной идеологии, пропаганды и дезинформации; формирование оптимальной модели партнерства государства и СМИ, в том числе механизмов стимулирования развития медиаотрасли; принятие законодательных мер, обеспечивающих прозрачность деятельности новых субъектов медиасферы (интернет-платформ, социальных сетей, инфлюенсеров и др.); создание условий для развития отраслевой журналистики и институтов саморегуляции журналистской деятельности; обеспечение права каждому на равный доступ к информации, находящейся в распоряжении государства, которое может быть ограничено только законами в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
Для повышения конкурентоспособности и качества контента будут наращивать доли отечественного информационного продукта с аналитическим содержанием; поддерживать информационные проекты научно-образовательного, культурно-просветительского, досугового и иного характера; стимулировать выход отечественных производителей информационной продукции на внешние рынки; создавать условия для совершенствования профессиональных навыков журналистов и инфлюенсеров; снижать разрыва в доступе к сети интернет между городом и селом.
Идеологическая составляющая государственной информационной политики будет направлена на консолидацию общества, укрепление нравственных принципов, а также приверженности следующим национальным ценностям: независимость и патриотизм, справедливость, верховенство закона и нулевая терпимость к коррупции, государственный язык, история и культура, трудолюбие и стремление к знаниям, семейные ценности и охрана детства, созидательность и прогрессивность, бережное отношение к природе.
Президент уверен, что реализация доктрины позволит решить многие проблемы, предупредить возможные риски и выстроить системную политику в этой отрасли. Достижению целей и реализации задач доктрины будет способствовать активное вовлечение в нее институтов гражданского общества, СМИ и других субъектов информационного пространства. А итогом реализации должно стать формирование отечественного информационного пространства как органичной и равноценной части мирового медиарынка.