По словам президента, геополитические потрясения оказывают значительное влияние на экономическое ситуацию во всем мире. Но, несмотря на давление внешних факторов, сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза «показывает положительную динамику». Вместе с тем в текущих геоэкономических условиях более полное и эффективное раскрытие потенциала Союза – это общий приоритет.
«Прежде всего, речь идет о полноценной реализации первой из четырех свобод – свободе движения товаров. Это формирование единого, действительно безбарьерного рынка и обеспечение беспрепятственного транзита товаров в третьи страны. Полагаю, что полное достижение этих целей должно стать ключевым направлением работы правительств и Евразийской экономической комиссии. Уверен, что на данном этапе развития интеграции в этом вопросе мы должны отходить от тактики принятия «точечных решений», ситуативных договоренностей и ручного управления», - заявил Токаев.
Он подчеркнул, что ЕАЭС должен получать максимально выгодные торговые условий от третьих стран на основе сильной, скоординированной совместной позиции.
Вместе с тем он заверил, что в текущей геополитической ситуации Казахстан, учитывая свою географию и возможности, готов выступить в качестве центра развития евразийской промышленной кооперации.
«Это могут быть совместные предприятия по производству электромобилей, магистральных локомотивов, вагонов, сельскохозяйственной и легковой техники, строительных материалов и химической продукции. Мы также готовы к реализации совместных проектов по освоению месторождений черных и цветных металлов с дальнейшей переработкой и производством готовой продукции», - отметил глава государства.
Другим важным направлением в дальнейшем интеграционном развитии может стать создание новых международных транспортных артерий, считает он. И Казахстан будет выступать надежным логистическим хабом ЕАЭС, задействуя все свои возможности и ресурсы.
«В качестве предметных инициатив предлагаем запустить скоростные грузовые поезда по железнодорожной магистрали Челябинск – Болашак – Иран», - предложил он.
Также он предлагает использовать действующую инфраструктуру транспортного коридора Север – Юг с созданием грузового консолидирующего центра в Челябинске.
«Мы готовы реконструировать “узкие места” в нашей железнодорожной сети Бейнеу – Мангыстау и на участке автомобильной дороги Бейнеу – Шалкар. Казахстан, безусловно, сделает это, исходя из понимания общности наших усилий по созданию соответствующего грузопотока. Хорошим примером нашего взаимовыгодного сотрудничества призвано стать строительство железной дороги Бахты – Аягоз. Ее запуск позволит значительно нарастить пропускную способность и Казахстана, и России в направлении Китая», - отметил он.
Также, по его словам, можно было бы рассмотреть возможность совместных инвестиций в строительство инфраструктуры в морских и сухих портах Ирана и Туркменистана, чтобы значительно расширить географию экспорта и укрепить логистические возможности.
Наряду с этим Токаев вновь призвал решить вопросы использования электронных пломб, гарантийной системы оперативного информационного обмена, а также развития системы «Е-окна», чтобы создать общий цифровой мультимодальный коридор, который ускорит товаропотоки и оптимизирует цепочки поставок.