Развитие электросамокатов в Казахстане произошло, в первую очередь, благодаря пандемии коронавирусной инфекции, когда в городах ввели ограничения на передвижение на личном автотранспорте, считает эксперт по микромобильному транспорту Ануар Джусупов. Электросамокаты впоследствии предложили людям альтернативу между передвижением на общественном транспорте, личном автомобиле и такси. Джусупов отметил, что рост популярности электрических самокатов продолжится: «Нет предпосылок для того, чтобы рост не продолжался. Общественный транспорт не стал фундаментально лучше. Инфраструктура для велосипедов и самокатов плюс-минус развивается, а это будет создавать условия для роста. Самокат — это не история про активистов. Это полноценный сектор экономики города. Если его вырезать, то речь пойдет про социальную ответственность, потому что курьеры, например, пользуются микромобильным транспортом».
Социально-безответственный период, по его мнению, уже пройден. Пользователи электрических самокатов соблюдают правила дорожного движения, а количество ДТП с их участием несопоставимо с количеством ДТП с участием автомобилей.
«Когда человек начинается пользоваться новым транспортом, он, скорее всего, будет падать, где-то будет ездить неправильно и не осознавать некорректность своего транспортного сценария. Эти этапы культуры вождения мы прошли. Но мы живем в обществе, и определенная доля людей не считает правильным соблюдать базовые принципы поведения. Это проявляется и на самокатах, и на автобусах. Это то, что нужно признать. Несмотря на это, большинство людей, и мы это видим благодаря шеринговым компаниям, не разгоняются до максимальной скорости», — объяснил Джусупов.
По данным шеринговой компании Whoosh, в этом году только на их электрических самокатах было совершено 755 тыс. поездок, общая дистанция в Алматы составила 1,1 млн км., в Астане — 750 тыс. км. За год число поездок на электросамокатах выросло почти в два раза.
При этом, по словам представителя управления городской мобильности Алматы Мурата Туменбая, в мае с участием самокатов произошло семь ДТП, хотя было совершено больше 3 млн поездок.
«По четырем шеринговым компаниям у нас порядка 2 млн зарегистрированных пользователей. По состоянию на май этого года, было совершено больше 3 млн поездок на прокатных самокатах, порядка 7 млн километров проехали. При этом произошло всего семь ДТП», — сказал Туменбай.
Он добавил, что во время разработки законопроекта депутаты не обращались в УГМ Алматы: «Для нас это было удивлением, когда мы услышали, что депутаты его разрабатывают. В составе рабочей группы не было ни одного специалиста. 6 км/ч — если вы попробуете на этой скорости ехать на самокате, то удержать равновесие будет невозможно. Если раньше человек ездил на короткие расстояния и поездка обходилась недорого, то если скорость упадет в четыре раза с 25 км/ч до 6 км/ч, то и цена за поездку вырастет в четыре раза. Их нерентабельно будет использовать. А при выходе на проезжую часть количество ДТП значительно вырастет».
Эксперт по транспорту Роман Барабанов также отметил, что в составе рабочей группы среди депутатов не было специалистов, которые работали либо в сфере безопасности дорожного движения, либо в сфере городского транспортного хозяйства.
«Часть поездок будет заменена поездками на такси, либо на личном автомобиле, что повышает риск ДТП. Ситуация в ДТП в Казахстане несильно меняется, ежегодно в ДТП умирают около 2 тыс. человек. В 10 раз больше получают травмы различной степени тяжести. Депутаты не предложили по этому вопросу никаких мер. Зная статистику по ДТП и то, что большая часть ДТП происходит в населенных пунктах. Не было принято никаких решений, в том числе и по ограничению скорости, как это делается в других странах. В составе рабочей группы среди депутатов не было специалистов, которые работали либо в сфере безопасности дорожного движения, либо в сфере городского транспортного хозяйства. Это мы видим в тексте закона», — отметил Барабанов.
Прежде всего, считает эксперт, необходимо снижать скорость для автотранспорта на дорогах, чтобы скорость на улицах, не оборудованных велополосами, позволяла всем участникам дорожного движения, в том числе самокатам, двигаться безопасно. На улицах магистрального значения необходимо создать взаимосвязанную сеть велодорожек.
Представитель УГМ Туменбай добавил, что в следующем году в Алматы будет внедрен 31 километр велодорожек, сейчас проект находится в стадии разработки.
Эксперт в области транспортной политики Елена Ерзакович предложила отправить законопрект на доработку, прежде чем отдавать на подпись президенту, с чем согласились все эксперты.
«Депутаты заявили, что мопедами они займутся дальше. Если это будет происходить в такой же схеме, когда соберется группа лиц, которая не является экспертами, пользователями или юристами, и начнет писать законы, в которых они не разбираются и не прислушиваются к экспертному мнению. Мы требуем вернуть законопроект на доработку и не повторять такие ошибки при рассмотрении других вопросов с теми же мопедами и прочими вопросами развития транспорта», — сказала Ерзакович.
Напомним, 10 мая мажилис принял законопроект, признающий электросамокаты транспортным средством со скоростью движения до 25 км/ч, а 22 июня закон одобрил сенат. В ближайшем будущем пользователи электрических самокатов смогут передвигаться без ограничений только по велодорожкам и обочинам. Движение по тротуару будет возможно только со скоростью до 6 км/ч, то есть со скоростью пешеходного потока. Для поездок по проезжей части пользователям будет необходимо иметь права любой категории и быть в застегнутом шлеме и светоотражающей одежде.
Вводимые поправки, со слов депутатов, помогут сократить количество пострадавших пешеходов и пользователей электросамокатов. Экспертное сообщество уверено, что принятие законопроекта фактически приведет к запрету езды на электрических самокатах.
22 июня председатель комитета административной полиции МВД Кайсар Султанбаев заявил, что водителей электросамокатов будут привлекать к ответственности по двум статьям Кодекса об административных правонарушениях. При этом он добавил, что у МВД нет технической возможности определять установленную законом скорость движения электрического самоката. Виновник аварии будет устанавливаться и привлекаться к ответственности только по результатам специальной экспертизы.