Аналитики назвали этот показатель низким в сравнении с другими странами. В Азербайджане он превышает $3000 на 1 жителя, в Саудовской Аравии — $15 тыс., в Норвегии — $37 тыс., в ОАЭ — $64 тыс., в Катаре — $321 тыс.
Важное ограничение на фактически поступающие в Казахстан доходы от углеводородов накладывают соглашения о разделе продукции (СРП), условия которых непрозрачны, и по которым нет достоверной картины в плане раздела выручки.
«К примеру, в рамках разработки Кашагана, по нашей оценке, в республике остается лишь примерно треть от всей выручки, что связано с необходимостью возмещения, в первую очередь вложений иностранных инвесторов», — говорят аналитики.
Другим фактором является высокая волатильность и сокращающиеся доходы республики от экспорта углеводородов. При стоимости барреля нефти выше $100 выручка в расчете на одного гражданина в 2011-2013 годы составляла $3500. Начиная с 2015 года поступления в среднем не превышали $2000 в год.
Такую динамику предопределили снизившиеся нефтяные котировки, стагнация в нефтедобыче Казахстана и сокращение объемов экспорта газа.