Как отмечается в заключении профильного комитета мажилиса, законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в три законодательных акта, в том числе Уголовный кодекс и законы «О дорожном движении» и «О разрешениях и уведомлениях» в части приравнивания мопедов к механическим транспортным средствам и государственной регистрации мопедов с объемом двигателя менее 50 куб. см, установления требований к управлению и использованию мопедов. Также депутаты предложили автоматически присваивать категорию «А1» (управление мопедами) водителям, имеющим категорию «В» (легковые автомобили).
«В ходе работы с законопроектами в мажилисе были внесены следующие поправки: начало государственной регистрации мопедов – после шести месяцев с момента принятия закона; при наличии у водителя удостоверений категории “А”, “В”, “С” автоматическое присвоение категории “А1”, направленной на вождение мопедов», - сказала депутат Екатерина Смышляева.
Кроме того, мажилис предложил уточнить понятие «велосипеда с двигателем», не допускать движение таких велосипедов по пешеходным дорожкам и тротуарам, а также пересмотреть требования к организациям, проводящим технический осмотр транспортных средств и ввести регулирование их работы посредством разрешительного порядка.
Также вводится ряд дополнительных требований к безопасности пассажирских перевозок и обучению водителей транспортных средств.
Сопутствующим законом «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам организации движения отдельных видов транспортных средств и цифровизации дорожной безопасности» предусматривают приравнивание ответственности водителей мопедов к механическим транспортным средствам, исключается штраф за нарушение водителями транспортных средств правил пользования осветительными приборами и звуковыми сигналами и по иным нарушениям правил дорожного движения. Также вводится ответственность должностных лиц за повторное совершение правонарушений, связанных с содержанием дорог и дорожных сооружений.
Ранее депутаты мажилиса предложили обязать регистрировать мопеды c объемом двигателей менее 50 кубических сантиметров, а водителей мопедов – приравнять к водителям механических транспортных средств.
Депутат мажилиса Екатерина Смышляева объясняла эту необходимость увеличением количества мопедов на дорогах и аварий с их участием. По ее словам, в 2023 году было 750 аварий с участием мопедов, что в четыре раза больше показателей 2022 года.