«В части продажи авиакомпании, полагаю и считаю, мы привлекаем очень хорошего международного игрока. Это группа компаний VietJet, которая уже имеет 184 борта. У этой компании несколько обязательств. Первое – полностью покрыть долг компании Qazaq Аir в сумме 38 млрд (тенге – В.). Второе, самое главное обязательство – это (купить – В.) дополнительно 20 бортов, которые будут зарегистрированы в Казахстане», - сообщил Карабаев.
Он добавил, что в целом компания планирует поставить в Казахстан 50 бортов в течение пяти лет и вложить инвестиций это не менее 5 млрд тенге.
Дополнительно власти Казахстана обсуждают с новым инвестором предоставление ему аэропорта в доверительное управление, так как для «50 бортов должен быть соответствующий аэропорт». При этом компания должна будет вложить дополнительные средства в инфраструктуру, в частности, построить или модернизировать аэровокзальный комплекс, создать новые рабочие места, а также обсуждается вопрос строительства взлетно-посадочной полосы.
«С компанией VietJet мы обсуждаем несколько аэропортов. Я уже озвучил Актобе, компания проявляет интерес и к другим аэропортам, в том числе, Туркестана, Кызылорды, Восточного Казахстана. Это наша переговорная позиция. Окончательное решение будет сообщено дополнительно», - добавил глава Минтранспорта.
Также, по его словам, казахстанскими аэропортами «интересуются» и другие инвесторы, в частности, из Турции, Сингапура, России и других стран, в том числе, европейских.
Карабаев добавил, что таким образом в Казахстане появится новый хаб, которым будут пользоваться транзитные авиакомпании для технических остановок, дозаправки и передачи груза, который отправляют из Азии в Европу и обратно.
Ране АО «Самрук-Казына» объявило о подписании соглашения о принципах по условиям продажи Qazaq Air с вьетнамской Aviation Holdings Company. Подписание договора купли-продажи до 100 % акций Qazaq Air и закрытие сделки ожидается в ближайшее время.
Как сообщал председатель правления АО «Самрук-Қазына» Нурлан Жакупов, инвестор обязуется увеличить парк воздушных судов Qazaq Air на 20 бортов в течение пяти лет с даты закрытия сделки. В частности, речь идет о моделях Boeing 737-Max8 и Airbus A320/321.
По данным «Самрук-Казына», компания, которая приобрела Qazaq Air – Aviation Holdings Company – входит в группу компаний Sovico, одного из крупных диверсифицированных конгломератов во Вьетнаме, специализирующегося на авиационной, энергетической, строительной и финансовой сферах.
Qazaq Air – портфельная компания АО «Самрук-Қазына» с главным хабом в аэропорту Астаны. Дважды ее пытались продать, но безрезультатно. Первый открытый двухэтапный конкурс, объявленный 18 августа 2023 года, был признан несостоявшимся. Причем прием заявок продлевали дважды. 9 января 2024 года АО «Самрук-Қазына» объявило о начале проведения повторного конкурса по реализации от 49% до 100% акций АО «Qazaq Air». Минимальная цена акций составляла 10,2 млрд тенге. Для участия в торгах необходимо было подать заявку и внести гарантийный взнос в размере 173,4 млн тенге. Прием заявок завершился 29 января, а подвести итоги конкурса планировали 16 февраля. Но и повторный двухэтапный конкурс по реализации акций АО «Qazaq Air» также признали несостоявшимся из-за отсутствия конкурсных заявок.