«Казахстанский суверенный фонд, он относительно небольшой – $60 млрд. Для такой страны, которая 30 лет экспортирует нефть, сырье, – это очень относительно небольшая сумма», - заявил Ашимбаев.
Он привел в пример компанию «Шеврон», которая работает на Тенгизском месторождении: ее капитализация, по словам Ашимбаева, составляет $300 млрд.
«То есть одна компания, при том не самая крупная американская сейчас компания, средненькая, ее капитализация в пять раз больше, чем весь наш суверенный фонд, накопленный за 25 лет существования. О чём это говорит? Там могли быть и 100 млрд, 150 млрд (долларов – В.), если бы мы так активно каждый год не изымали разными способами», - сказал спикер сената.
Он подчеркнул, что средства из Нацфонда изымают через трансферты, через облигации, которые «неплохой инструмент», но депутаты видят по ним убытки.
«За прошлый год облигации квазикосектора, которые были выкуплены национальным фондом, по ним убытки 60 млрд. Только по одному типу облигаций. По другим облигациям небольшой процент купона. Да, это, наверное, легитимный инструмент, но в результате использования такого финансирования квазигоссектора Нацфонд недополучает средства, которые он мог бы получать через альтернативные инструменты», - считает Ашимбаев.
Кроме того, он напомнил про приобретение 20% пакета акций «КазМунайГаза» Нацфондом. Ашимбаев признал, что это легитимный инструмент, но здесь возникает вопрос, «насколько диверсифицируем мы портфель Нацфонда». Спикер сената также напомнил, что суть использования средств Нацфонда – диверсифициовать и вкладывать в разные активы, а «не вкладывать в один крупный актив несколько миллиардов сразу».
«Конечно, “КазМунайГаз” – устойчивая компания, по ней проблем не будет, мы думаем. Но в любом случае это же нарушает принцип инвестирования средств суверенного фонда. Кроме того, это все-таки подвешенная ликвидность, в этих акциях», - убежден председатель сената.
Он считает, что если Нацфонд захочет продать эти 20% акций, то «никто ему не даст их продать». Соответственно, у этих акций нет ликвидности. Таким образом, заявил Ашимбаев, в итоге нарушается принцип функционирования Нацфонда.