Отвечая на запрос «Власти» в министерстве финансов сообщили, что управляющая компания принимает на свой баланс активы по договорам о безвозмездной передаче с марта 2024 года. По части из них имеются обязательства по корпоративному подоходному налогу, а по другой части — налогам на имущество и на добавленную стоимость от реализованных активов.
При этом основными средствами налогового контроля по этим активам остаются налоговые проверки и камеральный контроль. «По результатам принятых контрольных мер [на середину августа 2024 года] обеспечено поступлений в бюджет 4,36 млрд тенге от 1076 налогоплательщиков», — говорится в ответе Минфина на запрос.
Более свежие данные сервиса Adata.kz показывают несколько больший объем налоговых выплат с возвращенных активов за 8 месяцев этого года — порядка 5 млрд тенге (в которых учтены соцотчисления и другие налоги, уплачиваемые за работников самой управляющей компании).
Во время пресс-конференции во вторник председатель Комитета по возврату активов Генеральной прокуратуры Казахстана Нурдаулет Суиндиков объяснил, что основная часть средств в рамках кампании по возвращению активов поступает в Специальный государственный фонд, который является контрольным счетом в республиканском бюджете.
«По тем цифрам, с которыми работают комитет и комиссия по возврату активов, у нас налоговой составляющей практически нет. В соглашениях о возврате и передаче имущества в натуре только в 2-3 случаях есть уплата налогов. Но там незначительные цифры, буквально несколько десятков миллионов тенге», — отметил Суиндиков.
Председатель комитета государственного имущества и приватизации Минфина Бакытбек Ташенев во время пресс-конференции пояснил, что смена собственника при возвращении активов государству никак не меняет их налоговые отношения с государством.
«Возможно, когда [передаваемое предприятие] было в частной собственности, собственник имел какие-то преимущества. А когда актив переходит в собственность государства, он преимуществ лишается. В любом случае, никакого сокращения налогов не будет, он как являлся плательщиком, так и будет платить налоги. Возможно, [будет платить] даже больше», — подчеркнул Ташенев.
Глава комитета также добавил, что в будущем комитет государственных доходов Минфина сможет сравнить данные налоговых отчислений за период, когда ими владел частный собственник, с показателями после их возвращения государству. Но это будет возможно только после того, как у государства появится четкий и ясный перечень возвращенных активов.