В этой связи в четверг в ходе презентации проекта трехлетнего бюджета в мажилисе депутатспросил у вице-министров финансов и национальной экономики, на каких условиях правительство будет брать данные займы, однако представители профильных министерств не смогли ответить на поставленные вопросы.
«Если взглянуть на бюджет, мы оставляем будущее поколение по уши в долгах. Например, из вашего же доклада следует, что налоги – 15 трлн тенге, гарантированный трансферт из Нацфонда – 2 трлн тенге, целевой трансферт из Нацфонда 3,2 трлн тенге. Дефицит бюджета – 4,8 трлн тенге. Эти 4,8 трлн тенге вы планируете взять в долг. Из 25,7 трлн тенге 10% - 2,5 трлн тенге вы уже оплачиваете долг. Это значит, что 15% нашего бюджета уходит только на выплату долгов. По каким условиям вы берете 4,8 трлн тенге, если считать в процентном выражении», - заявил Саиров.
Вице-министр национальной экономики Азамат Амрин предложил в целом доложить о ситуации.
«Действительно мы столкнулись с разбалансировкой госфинансов - это когда у нас доходы растут менее быстрыми темпами, чем расходы», - признал он.
Причина, по его мнению, объяснима - это пандемия коронавируса, постпандемийный период развития экономики Казахстана и Кантар.
«Мы брали ежегодно из Нацфонда трансферы порядка 4,5 - до 5 трлн тенге. Эти все расходы касались именно базовых расходов - соцвыплаты. Сейчас Минфин в слайдех отразил, что рост на социальные нужды идет. Соответственно, на сегодняшний день у нас ситуация такая, что вот этот объем базовых расходов, он растет быстрее, чем те доходы, которые у нас сейчас есть», - пояснил он.
Вице-спикер мажилиса Альберт Рау потребовал конкретного ответа от представителей финансового блока правительства.
«Вопрос в том, что мы занимаем 4 с лишним триллионов, сколько процентов мы еще намотаем и через год еще сколько добавится? Зачем вы это все рассказываете?», - возмутился он.
«Объяснить, для чего…. Это основание», - пытался ответить Амрин, и в итоге признал, что ответа у него нет, и в целом, вопросами государственного долга занимаются в министерстве финансов, поэтому они и должны отвечать.
В свою очередь вице-министр финансов Абзал Бейсенбекулы, которому дали слово, промолчал.
«Ответа нет. У министерства финансов тоже нет ответа», - констатировала председатель комитета мажилиса по финансам и бюджету Татьяна Савельева и попросила подготовить ответ к последующим заседаниям рабочей группы.