По словам вице-министра национальной экономики Азамат Амрина, одна из задач нового Налогового кодекса – упорядочить налоговые льготы и сократить их объем минимум на 20%. По данным налоговых деклараций за 2022 год, сумма этих льгот составила 9,5 трлн тенге по 744 позициям, из них только 459 на сумму 3,3 трлн тенге определены как льготы.

«На сегодня предлагается отменить 110 налоговых льгот на сумму более 1,3 трлн тенге. Кроме того, по 29 налоговым льготам на сумму более 400 млрд тенге будут ограничены сроки действия», - сообщил вице-министр.

Он добавил, что также льгота будет обязательно отражаться в формах налоговой отчетности.

Кроме того, отраслевые госорганы будут обязаны мониторить показатели эффективности. А в качестве системных мер Миннацэкономики предлагает четко регламентировать понятие «налоговые льготы», порядок их предоставления и исключения, мониторинга и анализа.

Амрин напомнил, что в целом в новом Налоговом кодексе представлены комплексные подходы для реинвестирования прибыли в производство, технологическое вооружение, оптимизированы специальные налоговые режимы, приняты меры по снижению рисков дробления бизнеса. Также было поручено перейти к дифференцированным налоговым ставкам, внедрить «налог на роскошь», уменьшить на 20% количество налогов и платежей, сократить налоговые льготы на 20%.

«По итогам изучения предлагается дифференциация ставки корпоративного подоходного налога. Базовая ставка в 20% сохраняется. Повышенная ставка в размере 25% будет установлена для банковского сектора и игорного бизнеса. При этом если банки кредитуют реальный сектор экономики, то по таким доходам будет применяться базовая ставка в 20%», - рассказал вице-министр.

Вместе с тем ставка на уровне 10% будет для производства продукции высокого передела, для финансового лизинга и социальной сферы. При этом для социальной сферы планируется разрешить выплату дивидендов своим акционерам и учредителям.

Для сельхозтоваропроизводителей сохранится ставка в 3%. В то же время в рамках сокращения количества налогов и других обязательных платежей в бюджет Миннацэкономики предлагает исключить платежи, где нет значимой фискальной отдачи, некоторые будут объединены.

«У нас налогов всего 12. Они соответствуют международной практике. Только единый земельный налог с крестьянских и фермерских хозяйств дублирует суть подоходного налога. Поэтому предлагается перенести единый земельный налог в индивидуальный подоходный налог. Сам льготный режим для крестьян и фермеров сохраняется. Поменяется только код названия платежа», - объяснил Амрин.

Из 11 плат две предлагается исключить – это плата за размещение наружной рекламы и за пользование лицензиями за занятие отдельными видами деятельности. Еще три платы – за пользование водными ресурсами поверхностных источников, за лесные пользования и за пользование животным миром – планируется объединить в понятие «за использование природных ресурсов».

По налогообложению физических лиц в новом Налоговом кодексе предусмотрена норма по освобождению от индивидуального подоходного налога пенсионных выплат из ЕНПФ и снижение суммы налога для автомобилей старше 10 лет на 30%, старше 20 лет – на 50%. А в рамках задачи по повышенному налогообложению предметов роскоши предлагаются повышенные ставки налога на имущество по объектам недвижимости совокупной стоимостью свыше 450 млн тенге, дополнительное обложение акцизом легковых авто таможенной стоимостью свыше 75 млн тенге и дорогостоящей алкогольной и табачной продукции, а также дорогостоящих морских судов и летательных аппаратов.