«В связи с имеющимся диспаритетом в ценах ГСМ вывозится на легковых авто, как в заводских, так и переоборудованных бензобаках. Только на казахстанско- кыргызской границе в месяц таким способом вывозится до 10 тысяч тонн ГСМ. Также вывоз осуществляется железнодорожными цистернами по документам прикрытия, в которых указываются иные данные о перевозимом товаре», - сообщили в агентстве по финмониторингу.
По данным АФМ, с начала этого года зарегистрировано 21 уголовное дело, установленный объем незаконного оборота нефтепродуктов составил почти 3,5 тыс. тонн на сумму более 900 млн тенге.
В этой связи ведомства обсудили дальнейшие совместные меры по проведению оперативно-профилактических мероприятий и выработали алгоритм действий по недопущению вывоза нефтепродуктов.
В сентябре в правительстве заявляли, что в южных регионах Казахстана отмечается существенное увеличение потребления бензина АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива. Основной причиной в кабмине назвали перетоки и серый экспорт из-за диспаритета казахстанских цен с соседними странами.
«Кроме того, в последнее время на границе фиксируются случаи экспорта востребованных нефтепродуктов под видом “товаров прикрытия”», - заявляли в кабмине.
Чтобы не допустить дефицита ГСМ на внутреннем рынке, первый вице-премьер Роман Скляр поручал агентству по финансовому мониторингу, погранслужбе КНБ, комитету госдоходов министерства финансов совместно с иными заинтересованными государственными органами усилить контроль за вывозом ГСМ на пограничных переходах. А министерству энергетики было поручено актуализировать перечень разрешенных к вывозу нефтепродуктов и обеспечить стабильную выработку нефтепродуктов на отечественных НПЗ.