«Прошу органы прокуратуры провести проверку на причастность к кредитному интернет-мошенничеству деятельность коммерческих банков второго уровня, ответственность лиц министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности и АО “НИТ”», - сказал в среду в ходе пленарного заседания Базарбек.
Также он просит органы прокуратуры совместно с агентством по регулированию и развитию финансового рынка провести в банках проверки надежности систем информационной безопасности, а Минцифры и НИТ – «в части выделенных средств на цифровизацию, цифровую безопасность».
«Может быть, все причины кроются здесь», - считает Базарбек.
Депутат заявил, что увидел в интернете видео с якобы его участием, где рекламируют сомнительные вклады. А до этого его мама пострадала от мошенников: они взяли на нее кредит 3,5 млн тенге, который она была вынуждена выплачивать. И таких случаев, заявил парламентарий, «сотни по стране, а ущерб оценивается в миллионы». При этом виды мошенничества постоянно меняются.
«Допускаю версию, что в схемах скрытно участвуют действующие сотрудники банков второго уровня и не только», - высказал мнение Базарбек.
Он привел статистику МВД, согласно которой в 2023 году раскрыто 3,7 тыс. преступлений, к уголовной ответственности привлечено 1,8 тыс. человек. Однако уже в 2024 году зарегистрировано 9 936 случаев. Более того, расследование по 92 тыс. подобным преступлениям прервано «в связи с неустановлением соответствующих лиц».
«У меня, как у депутата, возникает резонный вопрос: а занимаются ли на у нас государственные правоохранительные органы реальной борьбой с кредитным интернет-мошенничеством? У нас всего одна отговорка: преступления совершается из-за рубежа и мировые хакеры, аферисты накинулись на нашу страну», - заявил он.
В этой связи Базарбек задал вопросы: «куда делись наши миллиарды на усиление информационной безопасности, на цифровизацию министерства цифрового развития; где результаты запущенного в 2023 году на базе Нацбанка антифрод-центра, где спецподразделения “Киберпул” и почему МВД затягивает с созданием центра по борьбе с киберпреступностью.
По ощущениям, которые сложились у Базарбека, «вакханалию» мошенников «устраивает министерство цифрового развития». Он не исключает и допускает версию, что утечки персональных данных и отсутствие государственного контроля и надзора – это «умышленные действия должностных лиц министерств, ведомств и нацкомпании для выкачивания бюджета на цифровизацию и информатизацию».
«Я лично считаю, что за каждым мошенничеством и утечкой стоит большая коррупция. От жадных банков с его олигархами мы завели полстраны в кредитную кабалу. Ну вот теперь бестолковым государственным контролем мы отдаем часть населения на растерзание интернет-мошенникам», - высказался депутат.