Эти законопроекты, инициированные группой депутатов парламента, смело могут претендовать на звание самых долго обсуждаемых документов. Законопроекты были приняты в работу 2 июля 2012 года. И сразу же сразу вызвали определенный резонанс. Ряд журналистских организаций высказывали опасения, что посредством норм этого документа могут ограничиваться права на свободу слова и распространение информации. Депутаты же объясняли свою инициативу необходимостью детей от негативной информации, котора может пагубно повлиять на психическое здоровье подрастающего поколения.
Рассмотрение в первом чтении состоялось 18 декабря 2013 года. И вплоть до сегодняшнего дня депутаты продолжали работу над совершенствованием норм законопроектов. Один из авторов документа, мажилисмен Алдан Смайыл пояснил коллегам, что в основном законопроекте "были выявлены виды информации, оказывающие негативное влияние на здоровье и развитие детей, определены возрастные категории детей, учтены особенности их восприятия информации, вменена обязанность отмечать предназначенную для детей информацию в соответствии с возрастными категориями".
Значительно больше изменений депутаты внесли в сопутствующий пакет поправок в законодательство. По словам Смайыла, значительно увеличилось количество законов, в которые потребовалось внести поправки.
В частности, в закон "О телерадиовещании" предложены нормы, регламентирующие деятельность иностранных теле-, радиоканалов с целью обеспечения защиты прав детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, а также обязывающие электронные СМИ при распространении теле- и радиопрограмм указывать знак возрастной категории информационной продукции. В закон "О средствах массовой информации" предлагается ввести понятие "сетевое издание" - в целях регламентации деятельности данного вида СМИ. В закон "О связи" вводятся такие понятия, как "точка обмена трафиком", "точка стыка" и ряд других, а также предложены нормы, создающие возможность технического обеспечения ограничений по распространению информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, в сетях телекоммуникаций.
"Эти поправки позволят обеспечить информационную безопасность, в частности, позволят соблюдать принципы эксплуатации радиоэлектронных приборов или приборов высоких частот, создать информационно-программный комплекс, который обеспечит защиту детей от вредной информации в образовательных учреждениях, позволит не использовать рекламу для пропаганды информационной продукции, причиняющей вред здоровью и развитию детей, а также определять требования к интернет-ресурсам, сформировывать и реализовывать государственную политику в области обеспечения информационной безопасности, а также осуществить еще множество других актуальных вопросов в этой сфере", - подчеркнул депутат Смайыл.
Обсуждать законопроекты во втором чтении депутаты на пленарном заседании не стали, единогласно одобрили оба документа и направили их на рассмотрение в сенат.
Напомним: законопроект "О защите детей от информации, причиняющей предусматривает закрепление специальных требований к содержанию информационной продукции (печатной, аудиовидеопродукции, СМИ и другие), предназначенной для разных возрастных групп детей с учетом их психофизиологических особенностей. Так, устанавливаются возрастные категории информационной продукции, закрепляется требование об установлении специального знака возрастной категории "6-", "6+", "12+", "16+", "18+". По каждой категории определяются критерии, присущие именно этой возрастной группе. При этом в законопроекте закрепляются механизмы по проведению экспертизы информационной продукции, осуществляемой экспертными организациями.
Проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Изначально поправки вносились в пять законодательных актов. Так, в Кодекс об административных правонарушениях вносится норма, устанавливающая ответственность за вовлечение несовершеннолетних в изготовление и распространение информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию, нарушения правил публичной демонстрации кино- и видеопроизведений, дачу разрешения на публикацию в СМИ материалов, причиняющих вред здоровью и развитию детей. В законе "О телерадиовещании" предлагается установить требования по нанесению на информационную продукцию знака возрастной категории.
В закон "О средствах массовой информации" вносится дополнительное основание по приостановлению деятельности СМИ за распространение информации без соответствующего знака возрастной категории, а также несоблюдения времени показа теле- радиопрограмм с возрастной категорией "18+".
В законе "О правах ребенка" закрепляются дополнительные полномочия центральных и местеых исполнительных органов с компетенцией по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
В законе "О рекламе" предлагается установить запрет на использование рекламы для пропаганды информационной продукции, причиняющей вред здоровью и развитию детей, представляющей вероятную угрозу их жизни, размещение рекламы на образовательных и воспитательных, учебно-методических предметах и принадлежностях, учебниках, тетрадях и дневниках, используемых несовершеннолетними.