Как отмечает агентство, Казахстан выдержал тяжелый период в международной торговле, вызванный резким падением цен на нефть. Эффект от этого усиливали падение рубля, перспектива перехода российской экономики в стадию глубокой рецессии, замедление роста Китая, а также волна девальваций, охватившая регион СНГ, сделавшая казахстанский тенге переоцененным в сравнении с валютами торговых партнеров.
Как и в других странах, где производят и экспортируют нефть, Казахстанские власти столкнулись с вопросом о продолжительности ценового спада. Они приняли сдержанное решение и сформировали бюджет с учетом стоимости барреля нефти в 50 долларов, а также сократили его расходную часть на 10%. Оно было подкреплено успехами финансового управления в прошлом, о чем свидетельствуют повторяющийся профицит бюджета и увеличение валютных резервов в Национальном фонде.
По мнению аналитиков, Казахстан обладает крепким государственным балансом – его чистые внешние активы составляют 40% от ВВП, а внешний валовый государственный долг не превышает 15% от ВВП. Правительство распорядилось выделить 9 млрд долларов на период 2015-17 годов для строительства инфраструктурных проектов и докапитализовать фонд проблемных кредитов на 2,7 млрд долларов, которые пойдут на поддержание балансов банков второго уровня. В целом с 2014 года государство планирует выделить 5,5 млрд долларов из Нацфонда для поддержания стабильности финансового сектора и кредитования экономики.
Базируясь на оценке Международного валютного фонда, Fitch ожидает ухудшения платежного баланса Казахстана и перехода к дефициту бюджета в 3,2% от ВВП в 2015 году, в сравнении с профицитом в 1,9% от ВВП в 2014 году. Эти прогнозы учитывают и дополнительные трансферты из национального фонда, помимо ежегодных, которые составляют 8 млрд долларов и в зависимости от решения властей могут быть увеличены или уменьшены на 15%. К 1 апреля объем резервов Нацфонда уменьшился на 5,2% в сравнении с показателем на конец 2014 года в 69,7 млрд долларов. В случае повышения цен на нефть во втором полугодии 2015, ситуация с экономикой может показать некоторое улучшение.
Fitch ожидает, что в 2015 году объем выделенных средств из Нацфонда в номинальном выражении не будет сильно отличаться от ежегодного транша в размере 2 млрд, который выделялся в период 2011-2014 годов. Однако внешний валовый государственный долг может увеличиться на 19,5% от ВВП к 2016 году.
В отличие от России, меры финансового стимулирования должны позволить Казахстану избежать рецессии. Тем не менее, Fitch прогнозирует замедление роста ВВП Казахстана до 1,8% в 2015 году и 2,5% в 2016 в сравнении с 6% ростом в период 2011-2014 годов. Кроме того власти столкнутся с вопросом корректировки курса тенге, к которой подталкивают все те же факторы - снижение стоимости нефти и ослабление российского рубля.
Нынешняя денежно-кредитная и валютная политика Казахстана гораздо слабее, чем у группы сравнения, к которой причисляется страна. Проведению эффективной политики препятствует повсеместная долларизация, что повышает недоверие к нынешнему управлению курса тенге. Национальный банк поставил перед собой задачу перейти к инфляционному таргетированию в среднесрочной перспективе. И хотя мера чревата более гибким обменным курсом, она позволит снизить уровень долларизации, а также оградить экономику и государственный баланс от различных шоков. Сохранение же нынешней модели управления курсом, напротив, приведет к росту долларизации и ухудшению качества внешних активов.
Fitch присвоил оценку «B» устойчивости банковской системы Казахстана, охарактеризовав её состояние как ниже среднего. Однако агентство указывает на высокую вероятность государственной поддержки этого сектора. С 2008-2009 годов банкам удалось восстановить свои внешние балансы, закрывая открытые позиции на рынке forex, тем самым смягчая будущие последствия от корректировки курса. Впрочем, эффективность банков в уменьшении количества неработающих кредитов оставалась достаточно низкой. Трансферты из Нацфонда должны были помочь сократить их количество с 30% до 10% к концу этого года, однако серьезным риском здесь выступает девальвация, которая может спровоцировать их рост в дальнейшем.
В дальнейшем на рейтинги Казахстана может оказывать влияние неэффективное государственное управление и/или продолжительность периода низких цен на нефть, который чреват ухудшением качества внешних активов и подрывом фискальной и финансовой стабильности страны. Среди других факторов аналитики агентства отметили дальнейшее ослабление банковского сектора и политический риск, связанный с преемственностью власти.
К улучшению же может привести реформирование государственных институтов, денежно-кредитной политики, эффективная реструктуризация банковских балансов, а также увеличение доли ненефтяных доходов, дефицит которых оценивается более чем в 9% от ВВП.