«С 1948 года ООН провела 69 миротворческих операций. Сейчас в них принимают участие свыше 107 тысяч миротворцев, среди них военнослужащие и другой персонал. По статистике ООН, на первом месте Бангладеш, Пакистан и Индия. Что касается нашей страны, в 2013 году 20 наблюдателей по согласию с парламентом были направлены и шесть из них - в Западную Сахару. Поэтому из 122 государств мы сейчас на 106 месте», - сообщил Мухтаров.
По его словам, на сегодняшний день казахстанские миротворцы проходят подготовку в батальоне Казбат на базе Алматинской десантно-штурмовой бригады. Батальон снабжен всем необходимым вооружением и военной техникой. По заверениям Мухтарова, «подготовка и уровень их профессионализма на высоком уровне».
«Этому свидетельство то, что на многих международных учениях наши миротворцы получают высокие оценки как со стороны стран НАТО, так и со стороны стран ОДКБ, - сообщил замминистра. - Каждый офицер миротворческого батальона владеет английским языком и, соответственно, имеет хороший настрой. Я хочу доложить, что очень много желающих в этот батальон попасть, и он находится в городе Алматы, я думаю, что он готов на выполнение любой миссии», - заключил он.
В целом, законопроектом «О миротворческой деятельности» закреплены социальные и льготы для военного и гражданского персонала. Как ранее сообщал Мухтаров, новый законопроект позволит повысить имидж Казахстана на мировой политической арене, получить ценный опыт взаимодействия с военным и гражданским персоналом других государств и укрепления партнерских взаимоотношений, подготовить вооруженные силы других государственные органы к выполнению задач по обороне страны, пресечению конфликтов низкой и средней интенсивности, по обеспечению медикаментами, продовольствием и другим имуществом населения, беженцев, пострадавших от военных действий, а полученный опыт внедрять в программу боевой подготовки войск.
Законопроектом устанавливаются компетенции президента Казахстана, правительства, министерства обороны и других государственных органов в области миротворческой деятельности.
Основаниями для завершения участия национального контингента в миротворческой операции являются: окончание миротворческой операции, окончание срока участия в миротворческой операции, досрочный отзыв и экстренная эвакуация национального контингента, а также иные основания, оговоренные международным договором, ратифицированным Казахстаном.
Финансирование же миротворческой деятельности будет осуществляться за счет средств, предусмотренных на содержание государственных органов; выделяемых ООН, иными международными организациями, а также государствами-партнерами для финансирования миротворческой операции и резерва правительства Казахстана.
Сопутствующим законопроектом, который парламент принял в двух чтениях, вносятся поправки в законы «Об экспортном контроле» и «О воинской службе и статусе военнослужащих», предусматривающие урегулирование вопросов ввоза и вывоза имущества, необходимого для функционирования национального контингента, а также направлены на решение вопросов по обеспечению военнослужащих питанием в период проезда в район проведения миротворческой операции и обратно, а также предоставления санитарно-курортного лечения военнослужащим, возвратившимся из миротворческой операции.