Министр финансов Бахыт Султанов, представляя законопроект, пояснил, что в настоящее время, в автомобильных пунктах пропуска присутствуют пограничная и таможенная службы, а также органы ветеринарного и фитосанитарного контроля. При этом «уже сегодня таможенным органам переданы функции по проведению транспортного и санитарно-эпидемиологического контроля».
«В соответствии с законопроектом таможенным органам в автомобильных пунктах пропуска передаются функции по проведению документарного и физического ветеринарно-санитарного контроля и контроля по карантину растений. При этом функции документарного контроля включают в себя проверку товаросопроводительных и разрешительных документов, функции физического контроля — это осмотр и досмотр подконтрольных товаров и подкарантинной продукции», — пояснил Султанов.
Такой подход, по его словам, позволит существенно (на 3-4 часа) сократить сроки прохождения автотранспортных средств через границу, снизит коррупциогенность на границе, а также оптимизирует ветеринарный и фитосанитарный контроль и надзор внутри страны.
Министр также отметил, что при рассмотрении законопроекта депутатами инициированы поправки в части закрепления норм по разработке и утверждению стандартов предъявляемых к транспортно-логистическим центрам. Поправки были поддержаны правительством и согласованы с администрацией президента.
Глава минфина обратил внимание и на то, что инфраструктура существующих автомобильных пунктов пропуска «в основном направлена на таможенное оформление товаров в направлении транзита и не позволяет осуществлять полноценный таможенный контроль». «Это связано с отсутствием складских помещений, погрузочно-разгрузочной техники и другими факторами. При сложившейся ситуации на приграничных пунктах пропуска невозможно предоставление комплекса логистических услуг по обработке грузопотока и вспомогательных услуг», — констатировал он.
На сегодняшний день только в Международном центре приграничного сотрудничества «Коргас» построен транспортно-логистический центр, тогда как, остальные земли на приграничных пунктах пропуска пустуют, несмотря на принятые инициативы. Основная причина, по словам Султанова, в отсутствии гарантии со стороны государства стабильности функционирования ТЛЦ, и следовательно, возврата вложенных инвесторами средств.
«Решение данного вопроса заключается не в изменении действующего законодательства по Концессиям, а в разработке и утверждении отдельного государственного стандарта на класс ТЛЦ при пунктах пропуска. На сегодняшний день отсутствуют стандарты по ТЛЦ, компетенция на их разработку, законодательно закрепленная обязанность таможенных органов открывать центры таможенного оформления при вводе в эксплуатацию ТЛЦ, соответствующего стандартам», — пояснил министр.