Министр нефти и газа Узакбай Карабалин, представляя законопроект, отметил, что основной целью соглашения является создание условий для транспортировки российской нефти через территорию Казахстана в Китай. «Соглашение определяет условия для долгосрочной транспортировки российской нефти в количестве 7 млн тонн в год, — пояснил он. — В будущем предусматривается возможность увеличения объемов до 10 млн тонн в год».
При этом, в соглашении закреплено право уполномоченной организации казахстанской стороны самостоятельно осуществлять замещение российской нефти казахстанской при условии передачи в конечном пункте маршрута нефти в таком количестве и такого качества, как это предусмотрено договором о транспортировке.
Также соглашением вводится обложение услуг по транспортировке НДС по нулевой ставке.
Мажилисменов же удивил тот факт, что в законопроекте стоимость транспортировки нефти закреплена на пятилетний период. Турсунбек Омурзаков не удержался от ироничного замечания: «Мы не можем удержать тарифы на ЖКХ в течение года».
Однако Узакбай Карабалин уверен, что в этом вопросе тарифная составляющая проще, чем в системе ЖКХ: «Тариф многократно рассматривался, и является тарифом, удовлетворяющим обе стороны. Это тариф единый и он сохраняется в течение пятилетнего периода. Думаю, что такого рода соглашение — у нас это не впервой, мы и по газопроводу имеем тарифы на несколько лет, в том числе закрепленные тарифы. Это нормальная практика, если стороны считают для себя это выгодным».
«Для нас выгода в экономике, в том, что этот тариф удовлетворяет все затраты, которые идут со стороны КазТрансОйла и совместного предприятия по транспортировке нефти. И второе — этот тариф позволяет и россиянам получить те цены, по которым у них есть договоренность с Китаем.
Поэтому этот тариф многократно обсуждался, рассматривался, и является тем консенсусом, который позволяет сегодня нам транспортировать нефть», — уточнил он.
Соглашение одобрено мажилисом и передано на рассмотрение в сенат.