"У нас все регионы, кроме Атырауской области, являются теми, кто получает помощь. И даже Алматы порядка 10-12% они получают помощь. Есть изъятия, но целевой трансферт - он превышает (размер изъятия - V.). С одной стороны, это хорошо, есть стабильная база и так далее, но с другой стороны, слово "иждивенчество" не скажу, но существует при формировании этих трансфертов такой механизм, что... Конечно, любой хозяйственник покажет, что у него доходов не хватает, а расходов он перепокажет, чтобы попросить как можно больше помощи. К такому ситуация может приводить, поэтому нынешняя система не стимулирует в этом плане развитие местной экономики, над этим надо работать", - сказал он.
Кроме того, он указал еще и такую проблему как кассовые остатки в местных бюджетах.
"В определенные месяцы у нас возникают кассовые разрывы по республиканскому бюджету расходы очень большие, доходы на данную дату не покрывают, и мы кассовый разрыв покрываем за счет остатков местного бюджета, - рассказал он. - Я проанализировал, откуда у них такие большие кассовые остатки и почему у нас дефицит, а у них (местных бюджетов) профицит, оказывается, скажем так, половина или 60% сформирована за счет денег, которые дали мы им из республиканского бюджета, а они их еще не потратили. Встает вопрос, зачем они их взяли сейчас, когда они не собираются их сейчас тратить? Пусть берут в следующем месяце".
"Вопрос не просто времени и разрыва. Потому что эти доходы, когда я даю, когда я говорю слово "я", то это министерство финансов, когда мы одной рукой даем, мы эти деньги занимаем на внутреннем рынке. Одно дело занять 200 млрд за месяц, другое дело занимать по 100 млрд два месяца. Зачем накачивать местный бюджет, если он его не использует?", - убежден Даленов.
По его мнению, "самое лучшее решение - внутри года не давать деньги на целевые трансферты". "По мере освоения на местном уровне - только в этом случае", - заявил вице-министр, добавив при этом, что пути решения сейчас обсуждаются госорганами.
В свою очередь, заместитель акима Астаны Ерсаин Нагаспаев напротив, обратил внимание на недостаточный объем выделяемых из бюджета средств именно на столицу.
"Все мы прекрасно знаем, насколько быстро и динамично развивается столица. Увеличивается количество улиц, парков, скверов, дорог, строятся уникальные крупные объекты - социальные, спортивные. Содержание всех этих объектов ложится бременем на текущий бюджет города. Строим мы достаточно много - школы, садики, но всегда возникает вопрос, что ежегодно за счет местного бюджета полностью финансируются расходы по изъятию и сносу земельных участков - это достаточно большая сумма", - посетовал замакима.
По его данным, ежегодно парки и скверы в Астане увеличиваются на 145 тысяч квадратных метров, расходы по освещению, благоустройству города растут на 5 миллиардов. "Дороги мы вводим от 30 до 50 километров новых. Содержание объектов культуры, таких как концертный зал "Казахстан", Пирамида, Дворец мира и согласия - за миллиарды переходит сумма содержания. Также и по спортивным объектам - спортивный комплекс "Алау", например, - перечислил он. - По изъятию земельных участков 9 миллиардов в среднем в год мы тратим. Понятно, что в процессе работы сумма постоянно растет".
При этом "возможности местного бюджета не безграничны и не позволяют в полном объеме обеспечивать финансирование данных расходов". "В связи с этим мы предлагаем при формировании закона об объемах трансферта общего характера увеличивать базовые расходы с учетом динамичного роста столицы", - попросил Нагаспаев.