По словам Саринжипова, основная задача, которой сейчас занимается министерство — это совершенствование содержания казахстанского среднего образования: «Сейчас наша программа делает упор на запоминание знаний, нежели на осмысление, применение и т.д. В 2015 учебном году мы планируем начать апробацию нового содержания, в начальной, средней и старшей школах будут введены новые элементы образования. Мы надеемся, что изменения в содержании будут находить место и в системе оценки. Все это мы будем совершенствовать с учетом международного опыта. Когда у нас будут конкретные предложения, мы будем защищать их перед правительством и внедрять в практику.
Нужно подчеркнуть, что апробация — это не эксперимент, это начало внедрения. У нас по закону, чтобы были качественные программы и учебники, мы должны один учебный год сделать апробационным. То есть, мы выбираем 30-50 школ по стране и в них, в течение года, апробируем программу и учебники, затем, используя этот опыт вносим изменения и поправки, чтобы у нас было меньше нареканий. И после этого мы начнем переносить этот опыт на все школы».
Процесс модернизации ЕНТ, по словам министра, зависит от модернизации содержания: «За первым будет улучшаться и второе. Одна из наших задач — благодаря новым технологиям снизить уровень стресса при сдаче тестов. На ЕНТ сейчас возложено множество функций — окончание школы, защита „Алтын-белгi“, поступление в вуз, оценка учителей и получение гранта. Мы хотим отработать эти процессы и сделать их менее стрессовым».
Также он рассказал, что проект по привлечению иностранных преподавателей в рамках «Назарбаев интеллектуальные школы», на что выделяется большое количество средств — это пилотный проект мирового уровня по модернизации образования: «Суть проекта в том, чтобы разработать новое содержание, новые программы, внедрить новые методики преподавания и внедрить трёхъязычие. Поэтому, на начальном этапе нам необходимо было привлекать специалистов из-за рубежа. Затраты у этого проекта большие. Но если смотреть на эти затраты как на инвестиции в реформы и разработку содержания за короткое время, а его мы смогли разработать за 3-4 года, что по международным меркам рекордные сроки. И в целом — это были эффективные инвестиции.
Теперь мы имеем множество специалистов, которые работали в НИШ и, одновременно с этим, создавали программы повышения квалификации учителей. На базе НИШ мы разработали трехуровневый курс и те местные учителя, которые прошли эти курсы, далее получают прибавку к зарплате в 30%, 70% и 100%, в зависимости от того, какой уровень курсов они прошли. За этот учебный год, эти курсы прошли около 5 тыс. преподавателей. И в бюджете заложены серьезные средства для повышения уровня их зарплат».
Также директор Национального центра тестирования Кали Абдиев также отметил, что показатель некорректных заданий в 2014 году составил лишь 0,1% от общего числа заданий: «Эти задания не то чтобы не соответствуют содержанию, в основном ошибки получаются из-за изготовления типографским способом. Дело в том, что эти книги мы печатаем у себя, чтобы они нигде не распространялись. И ошибки там такого рода: к примеру, по физике нечетко была изображена схема, нужная для решения задачи. По русскому языку слово было не подчеркнуто. Что касается предметов, по которым чаще всего были ошибки, то они встречались в языковых тестах, математике и истории Казахстана. В предметах по выбору их было меньше».
По словам министра образования и науки, в этом году было изъято 55 тыс. запрещенных предметов — от телефонов, до шпаргалок: «26 тыс. предметов были изъяты до начала тестирования, и 29 тысяч после начала. Это говорит о том, что у нас появляется тенденция о соревновании выпускников в иновационных подходах, но не в том направлении. Я бы посоветовал ученикам сдавать ЕНТ на основе своих знаний, а не через телефоны и интернет. Это не помогает и эффект равен 0».
Саринжипов также вспомнил об утечке некоторых вариантов ЕНТ в первые дни его сдачи: «В первые дни некие учащиеся смогли пронести сотовые, сделали фотографии и выложили их в интернет. Но в ЕНТ варианты всегда меняются, и на следующий день тесты поменялись, а проблема решилась сама собой».
Министр также рассказал, что ежегодно в Казахстане выдается порядка 4 тыс. учебных грантов: «25% учеников вузов обучаются за счет государства. Большинство грантов выделены для технических, медицинских, аграрных и педагогических специальностей. На гуманитарные специальности мы практически не предоставляем гранты. Предоставляем только для деятелей искусств, чтобы поддержать его уровень».