«Мы получили отрицательное заключение правительства, в частности на налоги — добыча, первичная переработка, обогащение, — сказал Доскалов. — Данные поправки четко разделили понятия. К добыче относят только те виды работ, которые связаны с извлечением полезных ископаемых на поверхность. К первичной переработке отнести работы, связанные с извлечением полезных ископаемых из уже добытого сырья. Необходимо подчеркнуть, что в связи с расхождением понятий данных терминов в отраслевом законе о недрах нет четкого определения технологического этапа переработки минерального сырья, в результате возникает противоречие между налоговым комитетом и недропользователями в части разделения доходов недропользователей».
Присутствовавший на заседании рабочей группы Шафкат Кудабаев, руководитель специализированного управления налогового комитета министерства финансов, в ответ заявил, что «в настоящее время налогообложение недропользователей, которое предусмотрено налоговым кодексом». «Оно полностью построено на тех терминах и понятиях, которые предусмотрены в отраслевом законодательстве. То, что предлагается сейчас исключить первичную переработку из процесса добычи, повлечет за собой неравномерное распределение налоговой нагрузки, то есть вся налоговая нагрузка построена на этих двух этапах — то есть добыча и первичная переработка. Ее исключение однозначно повлечет снижение поступлений в бюджет», — заявил представитель налоговой службы.
Его поддержал и вице-министр по инвестициям и развитию Альберт Рау, признавшийся, что ему «нечего добавить к сказанному налоговым комитетом». «Есть консолидированная позиция правительства, где говорится о том, что это реально повлечет за собой потери бюджета. Поэтому эта поправка пока не поддерживается. Единственное, что могу сказать, что концептуально, более системно и глубоко это будет рассмотрено при разработке и принятии кодекса о недрах», — заявил вице-министр.
Депутат мажилиса Айгуль Соловьева попросила представителей госорганов предоставить расчеты о конкретных потерях бюджета, а также представителей недропользователей данные о своих потерях. В ответ Валерий Доскалов заявил, что все налоги фактически уже заложены в налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ), и в результате появляется двойное налогообложение. «Самое главное, что мы на протяжении всего периода просим налоговый комитет разложить НДПИ. Что же потеряет государство? Они же этого не могут сделать. Все общими фразами — «потеря бюджета», — заявил представитель недропользователей.
В свою очередь Альберт Рау предложил обратить внимание на основные позиции обсуждаемого законопроекта: «Основное, из-за чего сегодня мы занимаемся этим законом — это упрощение целого комплекса вопросов для недропользователей, начиная от разведки, заканчивая процедурами прохождения всех документов, разрешительных, проектных. (...) Главное — это то, чтобы на этом этапе снять вопросы для недропользователей с тем, чтобы упростить их работу. А вопросы, что касается налогообложения, мы не можем сегодня сказать:
„Мы за недропользователей, чтобы снизить им налоговую нагрузку“, потому что вы знаете, бюджет и так в достаточно сложной ситуации находится. Поэтому мы говорим, что нельзя его рассматривать отдельно, вне общей концепции, когда мы хотим в целом совершенствовать в кодексе о недрах разделить между собой общераспространенный, нефтегазовый сектор, сектор твердых полезных ископаемых и так далее».