Если в 2012 году из 2,7 триллионов тенге нарушений было всего 0,7% - на 18,3 миллиарда тенге, то в 2013 году произошел значительный рост – нарушения правил закупок увеличились на 162 миллиарда тенге.

 

«Справедливости ради надо сказать, что безусловным лидером является CNPC Актобемунайгаз, - отметил Нурбеков. - Министерство из года в год из месяца в месяц фиксируют одни и те же нарушения, когда создаются искусственные препятствия для участия наших предприятий в закупках.

 

Наиболее распространенным нарушением является установление заведомо невыполнимых условий поставок закупаемых товаров, работ и услуг. «Одна из компаний, - рассказал Нурбеков, - срок поставки оборудования поставила один день со дня проведения конкурса – наверное, надо понимать, что этот товар уже стоит, просто надо им все оформить. Очень много грешат закупшики – в том числе, и CNPC – это укрупнение лотов, когда разнородные товары, работы и услуги закупаются одним лотом, придумали слово «комплект», например, комплект труб, и закупают это одним лотом».

 

По-прежнему ряд компаний не публикует свои объявления в общем реестре, немало закупщиков продолжают практиковать задержку оплаты за поставленные услуги, работы и услуги. «Есть компании, обещающие оплату в течение года с момента поставки. Это вообще нонсенс, когда отечественное ли или неотечественное предприятие должно субсидировать нефтяную компанию», - заметил Нурбеков.

 

«Чемпионом» среди таких компаний, по его данным, является компания «Эмир ойл», требующая поставки «в течение двух часов с момента получения заявки от заказчика, это касалось трубы, то есть за два часа поставить, загрузить – разгрузить. (…) при этом за каждый день просрочки выставляется немыслимый штраф – 37 миллионов тенге. Либо это какая-то банальная ошибка, либо какой-то чересчур злой умысел», - сказал Нурбеков.

 

Есть также, по его словам, проблемы и с закупом казахстанских товаров. Так, 27 компаний закупают менее 5% казсодержания, имеются задолжники по штрафам. «У нас была введена практика штрафов, у нас были оплачены штрафы за 2012 год. Но есть компании, которые не хотят их оплачивать, но компании, которые ждут, что эти штрафы исчезнут или мы их спишем, - рассказал Нурбеков, и предупредил,  - Такого не будет. И когда вы будете обращаться в министерство нефти и газа по различным вопросам, вы должны понимать, что будет адекватная реакция на ваши обращения: пока вы штрафы не погасите, никаких движений не будет, потому что штрафы уходят в национальный бюджет. Это не какие-то личные прихоти, это контрактные обязательства».

 

В целом же, по его данным, общий объем закупок товаров, работ и услуг нефтегазовой отрасли в 2013 году составил 2,7 триллиона тенге, что немногим меньше 2012 года. Казахстанское содержание в 2013 году составило 57,3% или 1,5 триллионов тенге, тогда как в 2012 году это было 1,4 триллиона тенге.