«Я вам приведу примеры, раньше (в действующем УИК – V.) были краткосрочные свидания до четырех часов, сейчас до двух или два часа. Раньше длительные свидания были три дня, сейчас два. Раньше колонии-поселения имели неограниченные свидания, сейчас раз в месяц, - перечислил Жовтис. - Мне непонятно в вроде гуманизация, в связи с чем такое ухудшение положение осужденных даже по сравнению с предыдущим кодексом».
Кроме того, по словам правозащитника, ему не очень понятен запрет на религиозную литературу в колониях.
«Я еще понимаю на счет культовых учреждений по причине недостатка места, хотя обеспечивать право отправлять религию у нас есть. Но запрещать религиозную литературу, если эта религиозная литература прошла естественно определенную проверку, мне кажется нелогичным. Коран, Библия… там полный запрет религиозной литературы», - констатировал он.
Также Жовтис выразил сомнения по новому термину, который планируется применять к колониям - «учреждение безопасности». По его словам, «это просто вопрос изоляции, а не безопасности кого-то или от кого-то».
Еще один вопрос касался самодеятельных организаций, которые существуют в местах заключения. В то время, как от них отказался весь мир и даже наши партнеры по Таможенному союзу, Казахстан отказываться от них не собирается.
«Самодеятельные организации не играют особой роли, тем более, это противоречит законодательству об общественных объединениях. Они запрещены в местах лишения свободы. Причем, что интересно, в одной статье закона говорится, что это добровольно, а в другой статье говорится, что это играет роль для оценки степени поведения. Получается, что недобровольное, а несколько добровольно-принудительно. Я думаю, что от этого института надо отказаться, он давно уже устарел», - уверен правозащитник.
И последний вопрос, который затронул Жовтис – трудоустройство осужденных, которое по факту оказывается не добровольным, а добровольно-принудительным.