"Законопроект направлен на решение целого ряда системным проблем разрешительной системы Казахстана, в частности: постоянное увеличение количества разрешений, необоснованность введения новых разрешений, неиспользование оценки рисков в разрешительной системе, неупорядоченность разрешений, отсутствие понятия разрешения", - заявил министр.
В связи с этим, в законопроекте предлагается прописать исчерпывающий перечень разрешений, ввести их категоризацию по степени опасности, а также сделать универсальное понятие разрешения, включая лицензии и иные разрешительные документы.
Законодательно предлагается установить, что разрешением или уведомлением является документ, соответствующий всем следующим признакам: предоставляется до начала осуществления деятельности, получение является обязательным, а неполучение влечет ответственность, выдача разрешения и прием уведомления осуществляется государственными органами, распространяется на субъекты предпринимательства, уполномоченные органы могут проводить проверку соответствия требованиям или отказывать в выдаче разрешения.
"На сегодняшний день разрешительная система Казахстана - это некое множество объектов регулирования и связанных с ними разрешений, не имеющее единой структуры и унифицированных подходов", - констатировал Жамишев.
В законопроекте же предлагается установить степень жесткости конкретного разрешения от степени опасности объекта регулирования. Сами виды разрешений предлагается разделить на классы. К первому классу предложено отнести разрешения на деятельность, и, как пояснил глава МРР, такие разрешения являются лицензиями наиболее опасных видов деятельности, где требуется комплексное регулирование. Ко второму классу разрешений будут отнесены разрешения на профессиональную деятельность, выдаваемые физическим лицам. "При выдаче этих разрешений используется оценка уровня знаний и соответственно коллегиальное рассмотрение документов", - пояснил Жамишев.
Третий класс - это разрешения, выдаваемые на деятельность с ограниченными ресурсами или с использованием квот, четвертый клас - разрешения, выдаваемые на объекты, пятый класс - разовые разрешения, и шестой класс - разрешения, выдаваемые на продукцию.
При этом, подчеркнул Жамишев, с принятием закона разрешительный и уведомительный порядок смогут вводиться только посредством включения соответствующего разрешения или уведомления в перечни разрешений и уведомлений, предусмотренные в приложениях к закону. Но, прежде чем внести разрешение в этот список, госоргану потребуется провести комплексный анализ и получить одобрение межведомственной комиссии.
Глава национальной палаты предпринимателей Аблай Мырзахметов, выступая на заседании, заявил, что бизнес-сообщество поддерживает данные законопроекты.
Премьер-министр Серик Ахметов, резюмируя обсуждение, подчеркнул: "Законопроекты направлены на реализацию целого ряда системных проблем разрешительной системы. С их принятием будет, на самом деле, поставлен серьезный барьер на пути ведения необоснованных разрешений для бизнеса. И новые разрешения могут появиться только после включения их в единый перечень и после проведения процедур, так называемого анализа регуляторного воздействия".
Кроме того, напомнил премьер, указом президента страны предусматривается до 1 января 2015 года завершить автоматизацию выдачи разрешений.
"Принятие данного закона позволит решить задач в установленные сроки, а также позволит уже со следующего года комплексно подойти и перейти на качественно новый уровень госрегулирования нашей экономики. Принятие закона позволит правильно распределить ресурсы правительства с тем, чтобы уже к сентябрю внести в парламент новый закон по вопросам государственного контроля, а к концу года законопроект о саморегулировании. Поэтому предлагаю на данном этапе проголосовать за данные законопроекты", - заявил Ахметов.
Предложение премьера члены правительства поддержали единогласно.