Тело Березовского было обнаружено 23 марта 2013 года в ванной дома, где проживал бизнесмен, в деревне Аскот недалеко от Виндзора. Позднее медики выявили признаки, характерные для повешения. Поскольку признаков борьбы не обнаружили, журналисты стали писать о вероятном самоубийстве бизнесмена, испытывавшего большие финансовые трудности после развода и проигрыша многомиллиардного судебного процесса против Романа Абрамовича.

 

К вечеру среды - первого дня слушаний - можно было констатировать, что основной версией смерти Березовского является самоубийство. К такому выводу пришли сразу несколько свидетелей: охранник бизнесмена Ави Навама, обнаруживший тело, врач "скорой помощи" Джон Покок, прибывший на место смерти Березовского, и полиция, расследовавшая происшествие.

 

Коронер Питер Бедфорд начал слушания, имеющие своей целью установление обстоятельств смерти бизнесмена, с того, что обратился с резким вопросом к семье Березовского. Как выяснилось, часть важной информации по данному делу была передана коронеру лишь за два дня до начала слушаний, несмотря на то, что подготовка к дознанию велась год.

 

"Я получил свидетельства в понедельник, и не понимаю, почему они не были предоставлены мне раньше, несмотря на то, что некоторые документы датировались ноябрем прошлого года", - сказал Бедфорд.

 

После этого он категорически отмел появлявшуюся в СМИ "конспирологическую" версию о том, что Березовский мог инсценировать свою кончину и на самом деле жив. По мнению Бедфорда, личность покойного сомнения не вызывает, отпечатки пальцев принадлежали Березовскому.

 

"Учитывая мнение свидетелей и, насколько я понимаю, семьи, на первый вопрос дознания я отвечаю утвердительно - покойный был Платоном Елениным, известным ранее под именем Бориса Березовского", - сказал Бедфорд, сразу после этого перейдя к допросу свидетелей.

 

Самому подробному допросу подвергся охранник Березовского Ави Навама. Навама рассказал, что работал у Березовского несколько лет в качестве охранника, потом стал его водителем и личным помощником. "Березовский не чувствовал себя комфортно, живя один. Мне нужно было приспособиться к новой роли", - признался он.

 

"Он чувствовал себя очень одиноко, находился в депрессии на протяжении нескольких последних месяцев. В день, предшествующий смерти, он был, правда, более бодрым и энергичным", - сказал Навама, отвечая на вопросы коронера.

 

"Он (Березовский) часто говорил о самоубийстве и со мной, и с другими людьми. Он говорил: я не миллиардер, а беднейший в мире человек", - сказал Навама.

 

"Я опасался за его жизнь", - отметил охранник. Он подтвердил, что когда, придя в дом Березовского, обнаружил запертую дверь в ванную и не услышал шум воды, то сразу заподозрил, что что-то могло случиться. После этого Навама вызвал полицию и скорую, а также позвонил личному ассистенту Березовского Михаилу Котлику, который сказал ему взламывать дверь. Сделав это, Навама обнаружил тело Березовского, уже остывшее.

 

"Никаких следов увечий или борьбы не было",  - сказал охранник. Уже потом, когда в дом прибыла полиция, он увидел затянутый на шее бизнесмена обрывок шарфа, а другой обрывок - на душевой перекладине. "Березовский постоянно носил этот шарф, но не дома",  - рассказал Навама.

 

Он сообщил, что когда в дом прибыли спасательные службы, они попросили его покинуть дом. "Только потом я понял, что это может быть связано с угрозой радиации", - отметил Навама, добавив, что в последние месяцы обеспечение безопасности в доме Березовского было очень слабым. "В дом легко можно было проникнуть", - сказал он, признав, что примерно два часа до своей гибели Березовский был в полном одиночестве, без охраны.

 

На вопрос Бедфорда "Видите ли вы основания считать, что Бориса Березовского могли убить?" Навама твердо ответил "Нет".

 

К тому же выводу пришел и врач "скорой помощи" Джон Покок.

 

"Скорее всего, это было самоубийство. Не было ничего, говорившего об обратном",  - сказал Покок. Он отметил, что к моменту его прибытия Березовский был мертв уже несколько часов.

 

Покок подтвердил показания Навамы относительно того, что на шее покойного был затянутый кусок материи, что никаких следов борьбы не было и ничего подозрительного не было обнаружено.

 

Проверка на радиацию была осуществлена, однако радиоактивных элементов обнаружено не было, добавил врач.

 

Наличие у Березовского финансовых затрудней подтвердил личный помощник бизнесмена Котлик.

 

"Борис испытывал серьезные финансовые затруднения, это его тяготило", - сказал Котлик.

 

Котлик также подтвердил слова Навамы о том, что хотя бизнесмен и находился в подавленном настроении, 22 марта, накануне своей смерти, он был вполне бодр. Личный помощник Березовского сообщил, что за девять дней до своей кончины Березовский внес изменения в завещание.

 

К выводу о том, что Березовский покончил с собой, пришла и полиция, расследовавшая его смерть.

 

Хотя версия самоубийства явно доминировала в первый день слушаний, отдельные спорные моменты все же были выявлены.

 

Первым вещественным доказательством, вызывающим сомнения, был шарф, затянутый на шее Березовского и являющийся предположительным орудием самоубийства. Свидетели подчеркивали, что шарф был тонким. Сомнения в том, что на нем можно повеситься, высказал врач "скорой помощи" Джон Покок.

 

Отметив, что ничего подозрительного в доме Березовского обнаружено не было, он сказал, что единственным настораживающим моментом было то, мог ли шарф выдержать вес тела бизнесмена.

 

В вероятности самоубийства сомневаются дочери покойного Елизавета и Екатерина, присутствовавшие на заседании. Они приняли участие в допросе охранника Березовского, добиваясь от него ответа на вопрос о том, почему он сразу не взломал дверь в ванную, а стал дожидаться прибытия полиции. Навама объяснял свою неуверенность тем, что не решался открыть дверь сам, поскольку ожидал самого худшего.

 

Бывшая жена Березовского Галина Бешарова также не верит в то, что Березовский мог покончить с собой. По ее словам, бизнесмен планировал отпуск и ждал в гости детей.

 

Лечащий врач Березовского признался, что был в шоке, узнав о смерти своего пациента. "Когда я узнал о смерти Бориса, я был потрясен. У меня не было оснований предполагать, что мой пациент покончит с собой", - говорится в письменных свидетельских показаниях доктора Саида Ислама, которые прочел на слушаниях коронер.

 

Кроме того, правоохранительным органам так и не удалось выяснить, кому принадлежал один из отпечатков пальцев в ванной, где было обнаружено тело бизнесмена. Не была установлена также и личность незнакомца, замеченного возле дома Березовского за два дня до его смерти. Кроме того, осталось загадкой, почему сработал сигнал радиационной тревоги по прибытии полиции в дом: в ходе проверки стражи порядка не обнаружили присутствия каких-либо радиоактивных веществ.