«О необходимости строительства школ-интернатов в северных регионах Казахстана говорится со времени провозглашения 12-летнего образования, но никто в правительстве за это время не придал этому серьезного значения, — заявила депутат, оглашая на пленарном заседании запрос на имя премьер-министра. — За эти годы не построено ни одной профильной школы с интернатом, только в Акмолинской области на первых порах надо построить 9 таких школ с интернатами, силами регионов это сделать невозможно, так как они стоят недешево».
По ее словам, за последние годы закрылось около 100 школ. Из 173 школ, 3 650 учащихся учится подвозом в 121 школу. 82% всех школ малокомплектные, в некоторых школах в одном в классе учатся вместе учащиеся 5,6,7 классов с одним учителем. Кроме того, из 621 школ, 40% составляют школы, построенные 40-60 лет назад. Четвертая часть школ работает в приспособленных помещениях.
«За годы независимости в Акмолинской области построено 32 школы за счет республиканского бюджета, в том числе всего 12. И все из них в основном находятся в пригородной к Астане зоне», — отметила сенатор.
\"Контраст в качестве обучения со школами Астаны все возрастает. Для выравнивания качества образования сельских и городских школ по предложению министерства образованию открыто 9 ресурсных центров, где дети из маленьких школ без кабинетов и квалифицированных педагогов 10 дней в четверть учатся в нормальных условиях и делают лабораторные работы, но большую часть времени все равно они проводят в своей школе«, — сказала депутат.
При этом она отметила, что дистанционное обучение также не является выходом из сложившегося положения, поскольку при отсутствии интернета это — проблема.
«К тому же дети 6-9 классов не студенты. Кроме того, в связи с переходом на 12 летнее образование в малокомплектных школах невозможно обеспечить гуманитарный, технический цикл обучения и подготовку по рабочим профессиям», — добавила Джалмагамбетова.
«Выход из создавшейся ситуации видится в строительстве профильных школ с интернатами, которые были бы оснащены современным оборудованием, обеспечены квалифицированными кадрами на уровне городских школ», — считает депутат. Решение проблемы старения школ и слабой материальной базы, по ее мнению, заключается «в создании специальной программы для северных областей Казахстана, реконструкции капитального ремонта школ».
«Своими силами этого не одолеть, ведь северные области все дотационные», — подчеркнула сенатор.