В обращении напоминается, что "в связи с назначенными на 26 апреля 2015 года внеочередными выборами президента Республики Казахстан органы прокуратуры в соответствии с конституционными полномочиями осуществляют высший надзор за точным и единообразным применением законодательства о выборах всеми участниками избирательного процесса".
"В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законности, предупреждения правонарушений, а также обеспечения общественной безопасности" Генпрокуратура "обращает внимание участников избирательного процесса на нормы законодательства, касающиеся проведения предвыборных мероприятий".
В частности, главный надзорный орган страны напоминает, что предвыборная агитация - это "деятельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата".
"В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Конституционного закона предвыборная агитация может проводиться через средства массовой информации, путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов. Предвыборная агитация также может осуществляться посредством публичных предвыборных мероприятий, проводимых в установленном законодательством порядке и не запрещенных Конституционным законом (собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций и иных публичных мероприятий)", - уточняет генпрокуратура
При этом, "Конституционный закон обязывает средства массовой информации осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов, воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата".
"Предвыборные программы кандидатов в президенты не должны провозглашать идеи насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, культ жестокости и насилия, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований", - говорится в обращении.
При этом Генпрокуратура напоминает, что согласно закону «О средствах массовой информации» интернет-ресурсы отнесены к средствам массовой информации, и соответственно, "предвыборная агитация в сети Интернет должна проводиться с учетом требований, установленных для средств массовой информации".
"В соответствии с пунктом 9 статьи 28 Конституционного закона при опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса. Опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования.
Запрещается проводить опрос общественного мнения в день выборов в помещении для голосования", - отмечается в обращении.
Также Генпрокуратура отмечает, что "в последнее время в ходе избирательных кампаний отдельными лицами практикуется организация на различных интернет-ресурсах онлайн-голосований (онлайн-опросов) и публикации их результатов".
"Поскольку подобные действия имеют все признаки опроса общественного мнения на них в равной мере распространяются изложенные выше требования пункта 9 статьи 28 Конституционного закона", - подчеркивается в обращении.
Также Генпрокуратура напоминает, что порядок организации и проведения митингов, шествий и демонстраций, используемых при проведении публичных предвыборных мероприятий регулируется законом «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан».
"Данный Закон направлен реализацию конституционного права граждан на мирные собрания, обеспечение общественного порядка, безопасности жизни и здоровья населения, соблюдение прав и свобод граждан, в связи с чем массовые публичные мероприятия должны проводиться с предварительным уведомлением и получением разрешения местных исполнительных органов, в специально отведенных для этого местах, с принятием мер, исключающих препятствия нормальному функционированию объектов жизнеобеспечения населения. Учитывая это, вне закрытых помещений публичные предвыборные мероприятия, перечисленные в подпункте 2 пункта 3 статьи 27 Конституционного закона, должны проводиться в порядке, установленном Законом", - объясняет Генпрокуратура.
Кроме того, напоминается, что конституционный закон "О выборах" запрещает проведение ненадлежащей предвыборной агитации. К такой агитации относится "проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, а также проведением лотерей, благотворительных акций, выплатой денег либо обещанием предоставления таковых, за исключением бесплатной раздачи печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, флагов, флажков, специально изготовленных для избирательной кампании".
Генпрокуратура также напоминает, что иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и международным организациям запрещается осуществлять деятельность, препятствующую и (или) способствующую выдвижению и избранию кандидатов, достижению определенного результата на выборах. Финансирование выборов в Республике со стороны международных организаций и международных общественных объединений, зарубежных государственных органов, иностранных юридических лиц и граждан, а также лиц без гражданства, какое бы то ни было прямое или косвенное их участие в финансировании выборов в Республике запрещаются.
Также "с момента объявления (назначения) выборов кандидатам, а также от их имени или в их поддержку любым физическим и юридическим лицам запрещается проведение благотворительных мероприятий, за исключением организации зрелищных и спортивных мероприятий". "Нарушение кандидатом, а также его доверенными лицами данных правил влечет за собой отмену решения о регистрации кандидата", - подчеркивает генпрокуратура.
Главный надзорный орган уточняет и порядок финансирования предвыборной агитации кандидатов. Так, финансирование осуществляется из средств избирательных фондов, при этом источниками образования фондов не могут быть "добровольные пожертвования государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, благотворительных организаций, религиозных объединений, казахстанских юридических лиц, имеющих иностранное участие в их уставном капитале, а также анонимные пожертвования физических и юридических лиц".
"Финансирование избирательной кампании или оказание кандидатам иной материальной помощи, помимо избирательных фондов, запрещается, - отмечает генпрокуратура. - В то же время, согласно пункту 1 статьи 28 Конституционного закона граждане, общественные объединения, не создающие в соответствии с Конституционным законом избирательные фонды, вправе проводить предвыборную агитацию, не требующую финансирования".
Также Генпрокуратура напоминает, что "воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, распространение заведомо ложной информации, создающей опасность нарушения общественного порядка или причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства влекут уголовную ответственность".
"Разъясняя изложенные выше нормы законодательства, Генеральная прокуратура Республики Казахстан призывает всех физических и юридических лиц, а также средства массовой информации к неукоснительному соблюдению законности в ходе избирательного процесса, в том числе в части недопустимости незаконного проведения предвыборной агитации или публичных мероприятий", - заключается в обращении