Шалабаева вместе с шестилетней дочерью Алуа была депортирована из Италии 31 мая 2013 года. Этому предшествовала ночная спецоперация итальянской полиции по аресту ее супруга, который, однако, успел выехать из Италии. На вилле под Римом полиция не обнаружила банкира, зато задержала его жену и дочь, которые, по постановлению мирового судьи, были немедленно отправлены на самолете в Казахстан.
Рассмотрев иск Шалабаевой к МВД Италии и ее протест против решения мирового судьи, Кассационный суд постановил, что женщина вообще не должна была быть депортирована из страны. Изучив обстоятельства дела, судьи пришли к выводу, что итальянские власти нарушили ее права на защиту и получение убежища. При этом ночное вторжение сотрудников полиции на виллу, где находилась Шалабаева, было признано немотивированным, а документы, имевшиеся у женщины, — достаточными для пребывания на территории Италии. В итоге высшая судебная инстанции Италии признала право Алмы Шалабаевой на возмещение ущерба за незаконные действия полиции по лишению ее личной свободы. Это решение также является юридическим основанием для проживания супруги беглого казахстанского банкира на Апеннинах.
Из-за «дела Шалабаевой» в Италии в прошлом году вспыхнул громкий политический скандал, в связи с которым в парламенте был даже поднят вопрос о доверии главе МВД Анжелино Алфано. 12 июля 2013 года МВД Италии аннулировало свое решение о депортации Шалабаевой.
С 1 июня 2013 года Шалабаева находилась в Алматы под подпиской о невыезде. В декабре правоохранительные органы Казахстана, учитывая обращение официального Рима, изменили ей меру пресечения с подписки о невыезде на материальный залог, после чего итальянское посольство сразу же выдало ей шенгенскую визу. 27 декабря Шалабаева вместе с младшей дочерью прилетела в Рим, но вскоре отбыла в Швейцарию, где находилась ее старшая дочь. 18 апреля этого года специальная комиссии МВД Италии приняла решение о предоставлении Шалабаевой и ее младшей дочери Алуа статуса политических беженцев.