Как отметил в ходе презентации депутат Виктор Киянский, Казахстан как государство, присоединившееся к конвенции ядерной безопасности, обязан обеспечить эффективное разделение функций регулирующего и контролирующего органа от функций органа, оказываемого содействие использования ядерной энергии. И в соответствии с новым законопроектом, «правительство обязано разработать политику использования ядерной энергетики, а министерство энергетики должно реализовать эту политику, то есть содействовать строительству АЭС в Казахстане».

«Другими словами, в законопроекте вы предлагаете, чтобы в одном органе были сосредоточены и функции содействию развития атомной энергетики, и функции регулирования и контроля за этой сферой. Что прямо противоречит конвенции», - уверен Киянский.

Депутата обеспокоил вопрос, какую реакцию в связи с этим ожидают казахстанские власти от МАГАТЭ.

«Тем более, что законопроект уже входил в парламент в четвертом созыве, и по сути дела из-за одной этой позиции он был отозван. Сейчас вы опять возвращаете в этом неизменном виде, и по сути дела это тот элемент, который не получил решения в законопроекте», - добавил депутат.

В свою очередь вице-министр энергетики Бахытжан Джаксалиев заверил, что все функции разделены между департаментами внутри самого министерства, и таким образом, никакого противоречия конвенции нет.

«Работа, которую мы провели, полностью отвечает требованиям (МАГАТЭ – V.) Республика сама принимает свои приемлемые решения, направленные по эффективному управлению и контролю…. Мы полагаем и правительство также считает, что именно такая структура позволяет выполнению Конвенции и отвечает ее требованиям», - заверил вице-министр.

А вот Айткуль Самакову заинтересовал вопрос, как Казахстан будет решать проблему захоронения ядерных отходов, так как, по ее словам, в стране этот вопрос неоднократно поднимался в разные годы, но в итоге«приостанавливался».

Джаксалиев заверил, что сегодня в Казахстане вопросы по захоронению атомных отходов принципиально не стоят, но в будущем, со строительством атомной электростанции появятся.

«При рассмотрении вопросов строительства атомной электростанции сразу же возникают вопросы куда мы будет вывозить отходы этой электрической станции. Срок эксплуатации атомных электростанций минимум 60 лет и безусловно даже на стадии проектирования возникает вопрос дальнейшего захоронения отходов.  Вероятно, всего захоронения в Казахстане возможно на Семипалатинском испытательном полигоне», - отметил он.

В целом, законопроект «Об использовании атомной энергии» должен обеспечить должный уровень безопасности и эффективной защиты здоровья населения и охраны окружающей среды при мирном использовании атомной энергии и в условиях развития атомной энергетики.

«В законопроекте имеются нововведения: установления категории радиационной опасности, которая позволяет установить и разграничить соответствующие требования к каждому виду установок по степени их опасности, что в свою очередь снимает нагрузки на предпринимательскую деятельность; вводится аттестация персонала, ответственного за обеспечение безопасности при осуществлении деятельности с использованием атомной энергии. Это необходимо для повышения уровня безопасности и предотвращения аварийных ситуаций на объектах использования атомной энергии», - рассказал вице-министр.

Кроме того, вводится экспертиза ядерной, радиационной, и ядерной физической безопасности, являющейся необходимостью для проведения специализированной экспертизы.

«Результаты экспертизы используются для вывода заключения о безопасности объектов, использования атомной энергии и принятия решений о возможности их эксплуатации для поддержания высоких стандартов безопасности», - подчеркнул Джаксалиев.

Также документом закрепляются требования страхования персонала от рисков радиационного воздействия, что необходимо для обеспечения прав и гарантий на возмещение возможно ущерба здоровью персонала. Введены нормы, устанавливающие порядок принятия решений о сооружении ядерных установок и пунктов захоронения, что «позволит обеспечить выполнение требований безопасности при сооружении ядерных установок и пунктов захоронения, а также вероятность безопасного прекращения их эксплуатации». Определены нормы по аварийной готовности и реагированию на ядерные и радиационные аварии.

«Это позволит упорядочить взаимодействие государственных органов и организаций при ядерной или радиационной аварии», - отметил он.

Кроме того устанавливаются квалификационные требования к персоналу ядерной установки и введены понятия «ядерная физическая безопасность», «отработавшее ядерное топливо», «радиационная установка» и «радиационный риск».

Что касается сопутствующего законопроекта «О внесении изменения и дополнений

в некоторые законодательные акты по вопросам использования атомной энергии», в экологический кодекс будут внесены изменения в части порядка ввоза радиоактивных, ядерных материалов. В закон «О госсекретах» внесены корректировки перечня сведений, относимых к государственным секретам.

«Это позволит обеспечить общедоступность экологической информации и установление секретности только в отношении конкретных систем физической безопасности ядерных объектов. Мы полагаем, что информация возможного воздействия опасных объектов на окружающую среду в том числе, объектов использования атомной энергии, должна быть общедоступной, должна быть публичной. Засекречивание всего комплекса работ по атомной электростанции не имеет смысла в современных условиях и существенно затрудняет развитие атомной отрасли и вызывает фобии у населения», - заключил вице-министр.