Стабилизация эмиграции
1990-е и начало 2000-х принесло Казахстану два тренда – страну активно покидало славянское и немецкое население (пик пришелся на середину 1990-х) и одновременно в республику приезжали оралманы – этнические казахи, откликнувшиеся на призывы вернуться на историческую родину, ставшую независимой. Еще два десятилетия назад число иммигрантов и эмигрантов измерялось, как минимум, сотней тысяч человек в год. Потом цифры стали снижаться.
К 2009 году Казахстан вступил в экономический кризис, но еще три года число прибывающих в страну было больше числа уезжающих. В 2012 году это поменялось и больше ни разу сальдо миграции для страны не было положительным (когда число эмигрантов меньше числа иммигрантов).
Одновременно со снижением числа иммигрантов, официальная статистика демонстрировала и снижение эмиграции. Например, в 2010 году, утверждает комитет по статистике, Казахстан покинуло около 26,5 тыс. человек – это почти в два раза меньше, чем всего за пять лет до этого.
Изменение трендов 1990-х легко объяснимо: за первые годы независимости страну покинула основная масса тех, кто не связывал свое будущее с Казахстаном (оценки числа эмигрантов разнятся на цифрах 3-5 млн. человек) и одновременно республика приняла существенное число казахов, которые были готовы вернуться на историческую родину (число оралманов за 27 лет независимости превышает 1 млн. человек).
Таким образом, и иммиграция и эмиграция в последние годы, по официальным данным, демонстрировали относительную стабильность. Из страны в среднем уезжало около 25-35 тыс. человек, приезжало 15-20 тыс. человек.
Кто уезжает?
Эмиграция в последние годы остается преимущественно славянской (русские, украинцы, белорусы, поляки). Уезжающих немцев стало существенно меньше, чем в 1990-е, поскольку основная масса уже успела эмигрировать (на 1 января 2018 года в Казахстане, по официальным данным, проживало 179,5 тыс. немцев против 1 млн. в 1989 году). Казахи занимают четвертую строчку по числу покинувших страну, при этом число иммигрирующих в республику казахов по-прежнему существенно (в разы) превышает число эмигрирующих.
Покидают Казахстан в основном жители севера и центра страны, где больше славянского населения, существенно меньше – запада и юга. Из Кызылординской области, например, за десять лет эмигрировало всего 575 человек, однако это не может свидетельствовать об исключительной привлекательности жизни в регионе. Кызылординская область – моноэтнический регион, доля казахов здесь – выше 96%, поэтому и несущественно число тех, кто уезжает.
Официальная статистика показывает ускорение эмиграции в четырех регионах – Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской и Павлодарской областях. Здесь число уезжающих растет в последние годы и достигает или превышает уровень десятилетней давности.
При этом положительное сальдо миграции сохраняется всего у нескольких регионов: Алматинской, Мангистауской, Атырауской областей – в этих регионах чаще селятся приезжающие в страну оралманы.
В последние десять лет страну покидают в основном люди трудоспособного возраста (свыше 70% от числа уехавших). Наметилось изменение в уровне образования уезжающих – еще десять лет среди эмигрантов назад больше было тех, у кого есть среднее специальное или техническое образование, сейчас на первой строчке – люди с высшим образованием.
Что не так с официальной статистикой?
Данные о миграции – один из самых очевидных примеров, которые заставляют сомневаться в официальной казахстанской статистике. Данные эти существенно расходятся с цифрами, которые имеют статистики других стран. Причем расходятся в разы.
К примеру, комитет по статистике Казахстана указывает, что в страну в 2009-2017 годах прибыло 48,7 тыс. иммигрантов из России, а уехало в соседнюю страну 272,1 тыс. человек (Россия – направление номер один среди казахстанских эмигрантов). В то же время Российский комитет по статистике приводит иные данные: уехало в Казахстан, по его информации, 161,8 тыс. человек, а переехало из Казахстана 466,6 тыс. человек. Таким образом, данные казахстанских и российских статистиков расходятся в 2-3 раза.
При этом российская статистика указывает на то, что иммиграция из Казахстана значительно растет в последние три года, казахстанская статистика подтверждает этот тренд. Но цифры у Роскомстата вдвое выше, чем у казахстанского статведомства.
Схожие различия в данных, например, с Канадой. По данным портала открытых данных правительства Канады, в 2009-2015 годах в страну из Казахстана иммигрировало 2 618 человек. Данные за тот же период казахстанского комитета по статистике дают цифру ровно в 1 000 человек.
Пятикратное расхождение в данных по числу эмигрантов в США. По данным Migration Policy Institute, в 2010-2017 годах из Казахстана в США легально переехали 7 634 человека, комитет по статистике Казахстана приводит цифру в 1 643 человека.
Теоретически статистику так сильно могут искажать сами мигранты, не оформляющие официально выезд на постоянное место жительства. Однако различия в цифрах столь существенны, что это вряд ли может быть единственной причиной.
Миграционные тренды
Несмотря на то, что комитет по статистике пока не представил данные о миграции за 2018 год в целом (доступны данные только за первые три квартала), очевидно, что уровень эмиграции окажется достаточно высоким. За первые девять месяцев 2018-го страну покинуло 31,6 тыс. человек, за весь 2017 год из Казахстана уехало 37,7 тыс. человек и это самый высокий показатель за десятилетие.
Таким образом, второй год подряд эмиграция будет высокой, из страны уезжают люди разных национальностей (славян по-прежнему – абсолютное большинство), большая часть мигрантов – трудоспособного возраста и с высшим образованием. Подавляющее большинство мигрантов направляются в Россию, эмиграция в другие страны остается примерно на одном уровне в течение многих лет.
Одновременно заметен другой тренд – иммигрантов становится меньше. В последние пять лет цифра колеблется на уровне 15 тыс. человек в год. Это существенно меньше, чем было еще десять лет назад, когда в Казахстан прибывало 40-50 тысяч человек ежегодно. Поток иммигрантов из некоторых стран, например, Туркменистана, Монголии или Кыргызстана, - почти иссяк, из других – России, Узбекистана – существенно уменьшился. Стабильный поток оралманов остается только в случае с Китаем (казахская диаспора в стране по-прежнему превышает 1 миллион человек) и учитывая происходящее в Синьцзяне поток переселенцев из соседней страны в ближайшее время может вырасти.