Официально зарегистрированные и реально действующие партии левого толка в стране – это Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК, официально марксисты) и Общенациональная социал-демократическая партия Казахстана (ОСДП, социал-демократы). Первая, КНПК, поддерживает власть и ее стратегические программы, которые, пожалуй, в большей степени носят капиталистический характер; представителей второй, бывает, упрекают в заигрывании с националистическим электоратом. Молодежные, неформальные социалистические движения, проявлявшие более-менее – относительно наших реалий – явную (в том числе митинговую) активность в нулевые годы, сейчас стали менее активны. Что касается профсоюзов, которые, по идее, представляют рабочий класс и являются игроками левого фланга, - с ними тоже не все просто. По крайней мере, так принято считать.
Партии
КНПК упрекают в аффилированности с властью, что, по мнению критиков, есть предательство левой идеи как таковой. Власть делает ставку на рыночные отношения, развитие частного предпринимательства, государственно-частного партнерства и т.д. А КНПК не только входит в парламент, куда нелояльных не пропустят, но и поддерживает государственные стратегические программы вроде «Нурлы жол» и «Казахстан-2050». Где, кроме прочего, говорится о «всеобъемлющем экономическом прагматизме на принципах прибыльности». Такая риторика должна вызывать неприятие - левые выступают за социальное равенство. Но КНПК видит хорошее и здесь:
«Особенно близки и понятны нам идеи в части обеспечения социальных стандартов и гарантий, развития адресной помощи социально уязвимым слоям населения, создания новых рабочих мест, развития инфраструктуры, сферы образования и медицины, обеспечения наших граждан доступным жильем. Так инициатива главы государства о создании общества всеобщего труда гармонирует с программными документами партии в части гарантированного права на труд. Считаем, что не природные ресурсы, а именно развитый человеческий потенциал в будущем станет залогом развития и процветания нашего государства. Уже сейчас мы наблюдаем, как компании, производящие интеллектуальные продукты, занимают лидирующие позиции по всем позициям, обойдя крупные добывающие компании. Другой вопрос – качество реализации этих программ. Зачастую, коррупция, отсутствие контроля на местах, размытая ответственность нивелируют положительный эффект», - говорится в ответе секретаря Центрального комитета КНПК Айкына Конурова на запрос Vласти.
Но примечательно и другое: выходит, что, действительно, даже госпрограммы, пусть в первую очередь они нацелены на укрепление рыночной модели, касаются и социальных вопросов. Поэтому, как заметила социолог и президент Центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова, часть электората у левых партий отбирает власть.
«Власть тоже ведь в принципе использует социальную риторику и ведет уравнительную политику. Не всегда и во всем, но мы, значительная часть населения, едины в своей бедности. Люди, которые живут на сравнительно умеренный паек, они, в общем-то, привыкли жить с ним. И выстроили свою жизненную позицию, стратегию выживания исходя из него, привыкли ждать помощи от государства. Они бояться рисковать. Не хотят терять то, что имеют. Поэтому они голосуют за власть, которая каждый год увеличивает какие-то пособия. Да, в небольших размерах, но, тем не менее, мы можем говорить, что определенные позитивные подвижки в социальной политике государства есть», - сказала Илеуова в интервью Vласти.
Возможно, именно желание быть услышанными разным электоратом заставляет ОСДП, как отмечает политолог Андрей Чеботарев, специально занимавшийся левыми движениями в стране, «колебаться между общими социал-демократическими идеями и национал-патриотическими». В ОСДП, впрочем, сами себя называют просто патриотами, а не националистами.
«ОСДП ищет свое более четко выраженное идейное место, старается твердо придерживаться своего социал-демократического пути. На нем для нас есть ключевые, основополагающие понятия – в том числе, как и для миллионов казахстанцев, это - государственная независимость и выстраданная национальная идентичность народа. Я уже много раз объяснял эту позицию и считаю ее совершенно естественной. Ведь вопросы становления национальной государственности никак не отменяют гражданского общества и равноправия, а нормальный патриотизм совсем не свидетельствует об отходе от коренного для социал-демократии принципа интернационализма», - говорится в ответе председателя ОСДП Жармахана Туякбая на запрос Vласти.
Кроме этого, в ОСДП, если придется, готовы выслушать и сексуальные меньшинства и феминисток, за что на западе, кстати говоря, отвечают как раз левые силы. Но – только если к ним обратятся.
«Так называемые ЛГБТ в силу исторических и традиционных причин присутствуют в нашем обществе весьма латентно. Они не являются четкой электоральной стратой, о мере поддержки с ее стороны невозможно говорить хотя бы в силу социологической скрытости. Если такие люди обратятся за помощью к нашей партии, мы защитим их по общим юридическим признакам нарушения их гражданских прав. Феминистки всегда могут найти созвучные им требования в разделе программы нашей партии, посвященной гендерному равенству во всех сферах жизни. Что же касается национальных меньшинств, тут вообще нет никакого вопроса – мы утверждаем Казахстан как общий дом, обеспечивающий абсолютное равноправие всех наций. Это наш незыблемый принцип», - утверждает Жармахан Туякбай.
Молодежные движения
Молодежные движения левого толка, как было сказано, проявляли активность в нулевые годы, но, по большому счету, в первую очередь в Алматы. Например, Социалистическое движение Казахстана (на тот момент – Социалистическое сопротивление – V) организовывало митинги, инициировало акции протеста и тд. Однако, как это часто бывает в Казахстане, организация во многом зависела от одной персоналии, даром, что движение носило социалистический характер, считает политолог Андрей Чеботарев.
«Это движение было активно благодаря лидеру Айнуру Курманову. (Основатель и лидер Социалистического сопротивления Казахстана, учредитель и председатель республиканского общественного объединения «Талмас». В 2009 году на него было совершено покушение. В настоящее время, насколько известно, проживает в России – V) У них получилось создать на базе этого объединения, когда был прошлый кризис, социалистическое движение Казахстана, они проводили митинги. Начали работать в среде, которая страдала – ипотечники, дольщики, безработные. Но у нас, увы, очень персонифицирована политика», - говорит Чеботарев.
Сам Курманов, сначала согласился ответить на вопросы Vласти, но получив их, просто перестал отвечать. Поэтому трудно понять, какие активные политические действия Социалистическое движение собирается предпринимать.
Во всяком случае, прошлогодние митинги по земельному вопросу, которые левые вполне могли бы поддержать куда активнее, в основном «оседлали» национал-патриоты, считает Чеботарев.
Впрочем, в действующих молодежных организациях (движениями их пока называть рано) отдают предпочтение просветительской деятельности. Например, клуб «Ресинтемент», бывший фонд Эбби Хоффмана, созданный в 2012 году, который объединяет ребят с социалистическими идеями. Их политические взгляды и ценности заключаются в социальном равенстве, солидарности, интернационализме, просвещении, науке, искусстве и трансгуманизме. Цель – формирование новой левой интеллигенции.
«Сейчас основная задача – просвещение. Чтение книг. Экономика, политика, лекции. Хотя в последний год организовываем (лекции – V) не часто. Раньше, когда мы еще назывались фонд Эбби Хоффмана, лекции проводились чаще. Людей приходило все больше. Сначала нас было мало в фонде, единицы, но потом наши товарищи выпустили первый фемзин (феминистический журнал - V) «Юдоль» и организовали движение «Казфем». Девчонки, разумеется не отрицая наших идей, отвечали и отвечают за такое важное для левых направление как феминизм», - говорит 18 лет-летний активист клуба «Ресентимент» Бейбарыс Толымбеков.
Правда просвещение, несмотря на его важность, не компенсирует отсутствие реальной политической жизни. «Формально мы ни в каком интернационале не состоим, грантов тоже не получаем, у нас есть весь спектр крайне левых, то есть не леволиберальных или социал-демократических, идей. Есть ребята анархисты, но в основном, разумеется, марксисты. Конечно, идейно возникают противоречия, но они не принципиальны, потому что, к сожалению, мы в Казахстане не можем в полной мере заниматься политикой. Государство создало такие условия, что сейчас мы можем только просвещать», - сетует Толымбеков.
Профсоюзы
Профсоюзы как представители рабочего движения, по идее, представляют левый идеологический фланг. Однако в Федерации профсоюзов Казахстана (председатель которого, Абельгази Кусаинов, в ходе своей предвыборной президентской компании все чаще говорил о глобальном потеплении, а не о проблемах рабочих) в устной телефонной беседе с Vластью несколько удивились, когда их причислили к левым: «А вы считаете, что профсоюзы - левые?».
Тем не менее, Федерация является крупнейшей профсоюзной организацией страны, в ней состоят 2 миллиона человек, 18 республиканских отраслевых профсоюзов. Потому было бы интересно понять их активность, например, в связи с принятием нового Трудового кодекса, где есть ряд очень спорных мер. В Федерации, в ответ на запрос Vласти, указали, что они активно участвовали в разработке нового Трудового кодекса, и в итоге из их 200 предложений было принято 117. Но на вопрос о том, участвовала ли Федерация в каких-либо публичных акциях, призванных привлечь внимание к острым проблемам рабочих, в профсоюзе проигнорировали. Хотя этот вопрос носит практический характер: в новом Трудовом кодексе, например, сохранилась норма (статья 164 – V), согласно которой «собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников организации», а «решение собрания (конференции) работников считается принятым, если в поддержку выдвинутых ими требований проголосовало не менее двух третей участников». То есть в новом Трудовом кодексе явно забюрократизированы права рабочих на мирные собрания.
Кроме вопроса собраний, организация которых осложнена, в новом Трудовом кодексе есть и другие крайне спорные моменты (особенно с точки зрения борцов за права рабочих). Словом, активность Федерации не помогла убрать из текста нового Кодекса ряд очень спорных моментов. И, судя по всему, не могла помочь. По словам политолога Андрея Чеботарева, профсоюзам и не дадут в полной мере отстаивать интересы рабочих.
«Профсоюзы, они вне политики. У них есть четкая направленность деятельности. У нас в принципе они разделились еще давно на официальные и независимые. Были оппозиционеры, которые в своих интересах пытались использовать профсоюзы, но власть стала жестче работать в этой сфере», - говорит Чеботарев.
Социолог Гульмира Илеуова отметила, что при рыночной экономике деятельность профсоюзов в любом случае направляется заказчиками, а не трудовыми коллективами.
«Поскольку у нас собственность частная, а ушли мы от социалистической, то объединить профсоюзы, когда у нас разные хозяева не очень просто. Возможно, со стороны исследовательской, теоретической, может даже государственной идеологии у нас хотели бы иметь сильные профсоюзы, но в условиях такой экономики не думаю, что это возможно», - считает Илеуова.
Перспективы
По мнению Илеуовой, в мире сейчас все меньше четкого деления на левых и правых. «Если мы говорим о мировом развитии, то сейчас имеет место такая тенденция, что в целом партийно-политическое деление размывается. Уже нет такого ожесточенного стояния на одной партийно-идеологической линии. Есть сближение идеологических платформ: правые говорят языком левых, левые используют смыслы правых. Зачастую избирателю с небольшим опытом голосования бывает трудно разобраться в идеологии. Особенно, если он видит, что его интересы представлены и там, и там», - говорит социолог.
Левым, по словам Чеботарева, события последних лет дали не один шанс на проявление активности, но они ими не воспользовались. «Когда были земельные митинги, никто левых идей особо не продвигал. Две девальвации. Ухудшение в экономике. Кризис в профсоюзах. Это повод для проявления (активности левых сил – V), но их нет. Есть люди, которые в оппозиции, и придерживаются левых взглядов, но там больше в моде национал-патриотические идеи, а не левые», - говорит Чеботарев.
Бейбарыс Толымбеков считает, что сейчас надо работать на будущее: настоящее – не очень радушно для левых сил, но он, как и его товарищи, не отчаивается.
«Сейчас нет никаких левых организаций реальных. Чтобы думать о политике необходимо движение, то есть более-менее приличное количество людей. Профсоюзы не могут со-организоваться, они сейчас слабые, а их реально активных деятелей то и дело сажают. Студенческие движения? Их тоже нет. Никто в этом не заинтересован, много политически пассивных людей...», - говорит он.