Аскар Нурша, эксперт Института мировой экономики и политики, отмечает, что остановка в Киеве является транзитной перед саммитом ОДКБ в Москве:
"На мой взгляд, Казахстан выполняет посредническую роль в данном вопросе. В Москве будет произведена некая сверка часов. И в данном вопросе, с точки зрения Кремля, важно получить обратную связь по двум каналам – как по линии Минска, так и по линии Астаны", - отмечает эксперт.
По его словам, заявления, сделанные президентом во вчерашнем интервью, с одной стороны отражали реальную позицию Казахстана в отношении Украины, с другой - предполагали необходимость учитывать тот факт, что ситуация, которая складывается с санкциями против России, с контр-санкциями негативно отражается на всем пост-советском пространстве.
"Идет ухудшение политического климата и также это негативно отражается на экономике пост-советских стран, включая Казахстан. Поскольку Украина, вместе с Россией, входила в число ведущих внешнеторговых партнеров, и теперь, фактически, дестабилизируется торговая обстановка и сейчас в интересах Казахстана нормализовать эти моменты. Фактически вчерашние заявления были сделаны с расчетом на украинскую аудиторию, это – элемент дипломатии. Перед тем как посещать другую сторону, обычно делаются комплиментарные заявления. Это был некий сигнал, который должны были услышать в Киеве для ведения переговоров. Киев должен был услышать сигнал и понять, что к ним приезжает человек, который стремится выполнить функцию «честного брокера». И сама формулировка президента – «честный менеджер» появилась не на прошлой неделе. Её Казахстан использовал еще будучи председателем ОБСЕ. Тогда подразумевалось, что Казахстан будет находиться над схваткой запада и России, будет прилагать усилия для повышения эффективности данной организации, будет хорошим председателем и будет использовать позицию «честного брокера» для урегулирования территориальных споров на пост-советском пространстве. Теперь эта же формулировка будет использоваться и в отношении Украины", - считает он.
Задачей Казахстана, по мнению аналитика, во всем этом будет создание диалоговой площадки, и инициация компромиссного пакета договоренностей, который и будет представлен сторонам. "Это своего рода план Медведева и Саркози, который они применили в Южной Осетии. Или же это будет чем-то похожим на Минские соглашения", - считает Нурша.
Политолог Андрей Чеботарев предполагает, что переговоры Назарбаева с Порошенко не обойдутся без обсуждения перспектив урегулирования вооруженного конфликта в Украине. Однако эксперт сомневается в том, «насколько личностное влияние нашего лидера позволит это сделать».
«При всем желании когда в украинский конфликт вовлечены крупные державы, включая Россию, Евросоюз, США, можно предлагать любые посреднические услуги, но какого-то эффекта вряд ли можно добиться», - заявил политолог.
Эффект вряд ли достижим по одной единственной причине - ни одна из противоборствующих сторон не уполномочила президента выступать посредником, а значит, когда Назарбаев заявляет о своей готовности стать «честным менеджером», это не более чем его «благие намерения», уверен эксперт.
Чеботарев считает, что у Назарбаева, вероятно, есть «программа минимум» и «программа максимум», и «делается ставка на то, что получится». Эксперт отметил, что Нурсултан Назарбаев «прекрасно понимает, что просто так снять напряженность путем двусторонних переговоров» не получится.
«Даже если не получится договориться о мирном урегулировании украинского кризиса, по крайней мере, можно договориться с президентом Украины Петром Порошенко о каком-то взаимоприемлемом формате двусторонних взаимоотношений, который практически был прерван в начале этого года в связи с известными событиями», - поясняет политолог.
Между тем, Чеботарев подчеркивает, что Назарбаев «пробует продолжать позиционировать себя в качестве миротворца» - особенно это важно в преддверии будущего председательства Казахстана в СНГ.
«Выгодной партией» он считает стремление президента «обратить внимание на себя и на свою заинтересованность» в урегулировании конфликта. По словам политолога, мировые лидеры уже рассматривают Назарбаева в качестве «консультанта» в кризисной ситуации.
Аналогичной точки зрения придерживается и политолог Андрей Морозов: «В том, что напряжение между Россией и Европой немного понизилось, есть, безусловно, прямая заслуга Нурсултана Назарбаева». Эксперт напоминает, что президент обладает «определенным опытом» по урегулированию конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве - например, между Арменией и Азербайджаном по Нагорному Карабаху и между Молдавией и Приднестровьем.
При этом Морозов особо отмечает, что инициатива о посредничестве Назарбаева была так или иначе одобрена со стороны западных стран - президентом США Бараком Обамой и канцлером Германии Ангелой Меркель, а также со стороны президента России Владимира Путина.
Политолог озвучил три причины, по которым Назарбаев активно проявляет свое желание выступить своеобразным «миротворцем». «Во-первых, это, конечно, вопросы безопасности. Когда соседний дом полыхает, есть риск, что пожар перекинется к тебе. Поэтому помочь соседу будет не только по-человечески правильным, но и со всех сторон разумным поступком», - говорит Морозов.
Во вторую очередь, Назарбаева волнуют также экономические перспективы республики. «Мы находимся в общем таможенном пространстве с Россией. Скоро станем экономическим союзом. Санкции, от которых страдает Россия, они рикошетом бьют по нам. Поэтому, чем скорее эта проблема решится, тем нам будет лучше», - комментирует эксперт. И, наконец, президент, вероятно, стремится к поддержанию собственного политического авторитета.
Морозов выражает обоснованные сомнения в том, насколько успешной будет инициатива Назарбаева по мирному урегулированию украинского конфликта. При этом он говорит, что «тут все-таки большая часть зависит не от нас, а от Украины, России и других крупных мировых игроков: будут ли они «строго следовать предписания врача» - очень большой вопрос».