Президент Обама решил быть строгим с Россией, применив санкции и усилив поддержку новому правительству Украины. И это большая ошибка. Подобный ответ основан на той же неправильной логике, которая ускорила кризис. Вместо реального решения разногласий, эти действия сделают только хуже.
Согласно информации источников в высших кругах политического истеблишмента, по мнению Белого дома, Соединенные Штаты не несут ответственность за сегодняшний кризис. В их глазах вина полностью лежит на президенте Владимире Путине.
А его мотивы и вовсе нелегитимны. Хотя это не так. Вашингтон сыграл ключевую роль в развязывании сложившейся опасной ситуации. Так что поведение Путина обусловлено теми же геополитическими взглядами, которые воздействуют на все великие державы, включая США.
Корень текущего кризиса – расширение НАТО и стремление Вашингтона исключить Украину из орбиты влияния Москвы с целью ее интеграции с Западом. Русские - хотя и усиленно противились – но сносно отнеслись к значительному расширению НАТО, включая вступление Польши и Балтийских стран. Но когда в 2008 году НАТО объявили, что Грузия и Украина станут членами организации, Россия провела черту.
Грузия и Украина это непросто соседние с ней государства. Это ее крыльцо. И ведь, правда: силовые действия России в августовской войне 2008 года с Грузией во многом были обусловлены желанием Москвы не дать ей присоединиться к НАТО и тем самым интегрироваться с Западом.
Еще задолго до прошлого ноября казалось, что президент Виктор Янукович подпишет соглашение с Европейским Союзом, целью которого было углубить украинскую интеграцию с Западом и значительно сократить влияние Москвы в стране. В ответ Путин предложил Украине более выгодную сделку, которую Янукович и принял. Решение последнего привело к протестам на западе Украины, где преобладают сильные прозападные настроения и враждебность по отношению к Москве.
Тогда администрация Обамы совершила фатальную ошибку, оказав поддержку протестующим, что в результате привело к эскалации кризиса и свержению Януковича. В Киеве установилось прозападное правительство. Как сказал тогда посол США в Украине – который поддерживал протестующих – «этот день войдет в учебники по истории».
Путин, конечно же, видел ситуацию в ином свете. С его точки зрения все эти преобразования были прямой угрозой основным стратегическим интересами России.
Кто может его в чем-то винить? По большому счету, Соединенные Штаты не смогли просто так забыть времена «холодной войны». С самого начала 90-х они относились к России как к потенциальной угрозе, игнорируя ее протесты против расширения НАТО, как и ее возражения по поводу планов американцев по установлению систем ПРО в Восточной Европе.
Вполне возможно, что американские высокопоставленные политики могут понять беспокойство России в отношении присоединения Украины к враждебному альянсу. В конце концов, США уважают Доктрину Монро, согласно которой остальные великие державы не должны вмешиваться в дела Западного полушария.
Но лишь несколько американских влиятельных политиков могут поставить себя на место Путина. Поэтому они были крайне удивлены, когда российский президент направил дополнительные войска в Крым, угрожал вторжением в восточную Украину и дал понять, что Москва будет использовать свое значительное экономическое преимущество, чтобы подкосить любой режим в Киеве, враждебно настроенный к России.
Когда Путин объяснил причину своих жестких действий, Обама ответил, что у российского лидера «возможно, работают какие-то иные юристы, которые по-особому трактуют ситуацию». Но очевидно, что у российского лидера вообще нет юристов, потому что он рассматривает конфликт в геополитическом, а не в юридическом контексте.
Точка зрения Путина понятна. Так как в мире нет единого правительства, которое могло бы защищать государства друг от друга, главные мировые державы крайне восприимчивы к любого рода угрозам - особенно когда речь идет об их границах. И когда возникает потенциальная опасность, им порой приходится действовать безжалостно. Поэтому международное право и права человека отходят на второй план, когда на кону стоит вопрос безопасности.
Обаме бы надо перестать обращаться к юристам и начать мыслить стратегически. Сделай он так, американский президент бы понял, что наказывая русских в попытке затянуть Украину в западный лагерь, он сделает только хуже.
У Запада есть лишь несколько вариантов причинения вреда России. А вот у Москвы в кармане много козырей против Украины и Запада. Например, Россия может вторгнуться в восточную Украину или присоединить Крым. Ведь, к сожалению, украинцы отказались от ядерного арсенала, унаследованного после распада Советского Союза. И, по сути, у них нет возможности противостоять очевидному превосходству России.
Более того, Россия может прекратить сотрудничать с Америкой в вопросе с Ираном и Сирией. Она также может нанести вред и без того проблемной экономике Украины и даже способствовать серьезным экономическим проблемам в Европейском Союзе будучи основным поставщиком газа. Неудивительно, что большинство европейцев не испытывают особого энтузиазма по поводу применения дорогостоящих санкций против России.
Но даже если Запад может обязать Россию понести значительные расходы, Путин вряд ли отступит. Ведь когда речь заходит о жизненно важных интересах, страны неизбежно готовы понести лишения, только бы гарантировать свою безопасность. И учитывая исторические аспекты России, не стоит думать, что эта страна является исключением.
Обаме следует применить новое направление политики в отношении России и Украины. Нужно найти способ предотвратить войну, признав при этом интересы безопасности России, и в то же время сохранить территориальную целостность Украины.
Для этого Соединенные Штаты должны акцентировать внимание на том, что Грузия и Украина не станут членами НАТО. Американцы должны четко обозначить, что они не будут вмешиваться в выборы в Украине в будущем или поддерживать враждебное антироссийское правительство в Киеве. США также должны потребовать, что будущие украинские правительства будут уважать права меньшинств, особенно принимая во внимание статус русского языка как официального. Короче говоря, Украине нужно занять нейтральную позицию между Востоком и Западом.
Кто-то скажет, что эти политические советы означают поражение для Америки. Но это не так, потому что Вашингтон глубоко заинтересован в окончании этого конфликта и сохранении Украины как суверенного буферного государства между Россией и НАТО. Более того, с Россией необходимо иметь хорошие отношения, потому что Америке нужна поддержка Москвы в решении вопроса с Ираном, Сирией и Афганистаном. Так же как и нужна поддержка в противостоянии Китаю, который является единственным потенциальным соперником США.
Источник: The International New York Times
Перевод Нины Кузнецовой, специально для Vласти