Мила Фахурдинова, специально для Vласти, фотография Искандера Салиходжаева
Режиссер Мила Фахурдинова рассказывает о том, как 7 лет она боролась с аэрофобией, и что в итоге ей помогло одержать победу в этой непростой борьбе.
С аэрофобией я прожила семь лет.
Это не было так, что: «Я сейчас сяду и полечу, но мне очень-очень страшно!», нет. Я не могла летать совсем. Паника начиналась еще за несколько дней до рейса, или даже вообще без привязки к полету – при просмотре какого-нибудь фильма, чтении книги, на вечеринке – где угодно и когда угодно. Если что-либо случайно напоминало мне о самолетах – волна ужаса накрывала моментально. Я никогда не боялась умереть, я боялась самого чувства страха, беспомощности – что вот ты сидишь, твоя жизнь подвергается определенному риску, но от тебя совершенно ничего не зависит.
Так получилось, что моя работа тесно связана с перелетами. Плюс, мы с мужем заядлые путешественники. И отказываться от всего этого не входило в мои планы – если жить без любимого дела и скучно сидеть в одном городе, то зачем вообще все это надо?
Поэтому, с аэрофобией я боролась долго, методично и испробовала множество способов.
Знаю, что многим расслабиться в полете помогает алкоголь – для меня вариант оказался неприемлемым, потому что после пары бокалов отключалось вообще все рациональное мышление, и кроме того, что «Мы все сейчас умрем!» ни о чем другом думать я не могла.
От различного снотворного и транквилизаторов при том количестве перелетов, что приходится совершать мне, быстро развилось привыкание и резистентность – то, что начиналось с одной таблетки постепенно дошло до четырех с ужасным состоянием на неделю после приема.
Я проходила специальный тренинг для аэрофобов, слушала медитации и выполняла дыхательные упражнения, изучила устройство самолетов «от и до» и всю историю авиации (точнее, авиационных катастроф).
Мною занимался известный психиатр.
И, несмотря на все принимаемые меры, если улучшение и наступало, то оно было столь незначительным, что проходило незаметно.
Однажды я сбежала с рейса. Три раза подряд (мы сдавали билеты, перебронировали на следующий день, но я снова и снова не садилась в самолет).
Многочисленные уверения различных источников, заслуживающих доверия, что аэрофобия излечима, казались мне смешной шуткой: «Да-да, рассказывайте! То, что излечимо – это не аэрофобия, вот то ли дело у меня!».
Снова полюбить самолеты мне удалось совсем недавно. Не знаю, поможет ли это кому-то еще, но поделюсь тем, что оказалось действенным для меня.
1. Принятие безопасности. Прекрасный сайт flyradar позволяет отслеживать все перелеты в реальном времени. Когда ты видишь, сколько самолетиков ежесекундно находятся в небе – это вселяет чувство спокойствия. Если все они благополучно взлетают и приземляются, почему со мной должно что-то произойти?
Я – автолюбитель. За девять лет езды на машине в дороге она не ломалась ни разу. А это – самолет, для которого детали делает сам Роллс Ройс, и сотни человек следят за его безопасностью, ежедневно проводя осмотр и отслеживая его исправность.
В конце концов, если 50 лет назад люди спокойно пользовались гражданской авиацией, какого уровня безопасности это достигло сейчас!
И, да — за всю историю пассажирских перевозок ни один авиалайнер не упал от турбулентности.
2. Позитивный настрой. Как известно, подавляющее большинство детей не боится летать. Для них это интересное приключение, возможность поесть необычной еды в самолете и посмотреть на красивейшие облака. Я стараюсь мысленно вернуть себя в состояние такого ребенка и действительно наслаждаюсь всем вышеописанным. Плюс, перелет – это возможность выспаться, отдохнуть от ежедневной рутины или спокойно посмотреть кино на ноутбуке, без угрызений совести за потраченное время.
3. Изгнать адреналин. Данный гормон редко поддается действию здравого смысла. Перед полетом рекомендую плотно покушать, не употребляя ничего сладкого и тонизирующего. Если же паника все же начинается – нужно несколько минут поконтролировать свое дыхание: короткий вдох – длинный протяжный выдох (не меньше, чем на пять счетов) и задержка дыхания еще настолько же. Такой метод позволяет избавиться от адреналина в крови и вы сами не заметите, как постепенно успокоитесь.
4. Ничего не слушать, ни на кого не смотреть. Аэрофобы пугаются малейшего звука в самолете, каждый раз кажется, что что-то там пошло не так – турбина гудела громче, шасси обычно по-другому задвигаются, а вот этот вот стук откуда?! Важно отпустить контроль, признаться себе, что вы в этом мало разбираетесь и множество профессионалов следят за вашим полетом и справятся с этими функциями гораздо лучше. Поэтому я с момента посадки в самолет врубаю музыку в наушниках на полную катушку и не думаю о шумах и тревожащих звуках. Некоторые авиакомпании запрещают пользоваться электроникой на взлете и посадке, хотя уже доказано, что это не мешает навигации и управлению лайнером (такие меры также служат тому, чтобы вы, отвлекшись, не пропустили сообщение в случае чего). Но, иногда стоит нарушать правила, если это никому не принесет вреда.
И, конечно, всматриваться в лица снующих туда-сюда стюардесс – самое последнее дело.
Эти правила простые, но для меня оказались очень действенными (не сразу, но нужно хотеть побороть аэрофобию и от всей души стараться). Единственное, чего точно нельзя делать – избегать полетов. От этого становится только хуже, а засунуть себя в самолет в дальнейшем – сложнее. Жизнь должна быть яркой, интересной и полноценной. Не стоит отказываться от удовольствия познавать мир из-за какого-то страха. Особенно, если он – излечим.